Главная >> Детский мир >> детские игры 
Детская игра.
 
Игра является неотъемлемой частью жизни, как в мире животных, так и в жизни человека. Что же приобретают через игру детеныши животных и дети человека? Зачем необходима игра для развития психики животных и людей? Почему мы сохраняем эту потребность во взрослом состоянии?
 
Если проследить линию развития ребенка, то уже можно отметить, что в возрасте 3-4 месяцев он начинает играть. Эта игра доставляет младенцу удовольствие и необходима для установления хорошего контакта с матерью, а в дальнейшем с миром. Игра со своими частями тела и с телом матери- первая важная игра ребенка. Затем появляются первые « переходные объекты» ( Д.Винникот), которыми ребенок тоже играет, например, кончик подушки или одеяла, позже эти объекты заменяются на мягкие игрушки. Через « переходные объекты» ребенок выражает свои чувства, настроение, это позволяет ему проявлять разные виды активности и постепенно справляться с расставанием, разлукой с мамой или другими близкими ему людьми.
Удовольствие от игры позже переносятся на удовольствие от успеха деятельности, что является важной предпосылкой к успешной учебной деятельности и школьной готовности ребенка.
 
Если способность играть и обучаться приносят удовольствие и сохраняются, то во взрослом возрасте эта способность переносится и на позитивное отношение к  работе. Конечно, ребенку необходимо научиться планировать свою игру с учетом возможностей, желаний, внешних обстоятельств.
 
Игра помогает подготовиться к взрослой жизни, освоить образцы поведения, взаимоотношений. В процессе игры мальчики, девочки овладевают полоролевым поведением, идентифицируя себя с мужчиной, женщиной.
 
Игра исцеляет ребенка,  на этом основан метод игровой терапии, развивает воображение и фантазию. Если недостаточно было игр у ребенка в детстве, то появляются различные формы деликвентного поведения (это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Оно включает любые действия или бездействия, запрещённые законодательством)  в подростковом и во взрослом возрасте, например, алкоголизм, наркомания, пристрастие к интернету.
Научиться играть ребенок самостоятельно не может, только взрослые могут его этому обучить,  совместно играя с ним, передавая свой опыт. А это залог того, что у ребенка сформируется интерес к людям, разовьется и укрепится социальное чувство и доверие к миру.
 
Существуют различные виды игр для разного возраста детей:
Игры: индивидуальные и групповые, сенсорные, языковые, ролевые, игры с правилами и свободные, игры созидательные и разрушительные, моторные.
 
У каждого вида игр свои цели и функции, особенности. И конечно есть игры ,которые мы помним и любим почти всю свою жизнь, игры, которые передаются из поколения в поколение, в которые играют разные народы , в разное время - это так называемые архетипические игры ( понятие, термин из аналитической психологии, основанной швейцарским психиатором К. Г. Юнгом). Эти игры связаны с образами коллективного бессознательного, в них заложены древнейшие общечеловеческие символы, которые свойственны человеку во все времена.
 
« Дочки-матери».

Игра, которая помогает овладеть женскими функциями, помогает побыть девочке в роли мамы, мальчику в роли папы, отражает всю структуру и взаимоотношения в семье.
 
 
«Солдатики. Войнушка».
 
Игра, которая особенно нравится мальчишкам, в ней есть  образы: героя, врага. Есть деление на своих и  на чужих, деление на хороших и  на плохих. В игре проявляется сила и агрессия, которые отыгрываются приемлемыми способами, принятыми в социуме. Игра помогает преодолеть страх, трусость.
 
 Игра в доктора, в больницу.
 
Игра, позволяющая законным способам детям исследовать тело как свое, так и чужое, проводить манипуляции над ним, удовлетворяя любопытство сексуального характера. В игре ребенок может отыграть и травматический опыт, связанный с операционными вмешательствами.
 
Игра в магазин.
 
Игра помогает развивать умение договариваться с другими, учит самопредъявлению себя, своего товара, показывает, что есть и чего не хватает ( качеств, ресурсов). Показывает отношение ребенка к деньгам и умение и возможность делиться или не делиться с другими.
 
Игра в строителей.
 
Игра раскрывает внутреннюю структуру личности ребенка. Показывает , какие на уровне тела есть части, а какие еще не достроены или вообще пропущены. Игра развивает умение созидать и создавать своими руками, отражая образ Творца.

Игра в ресторан, кафе.
 
Игра , в которой отражается главная базовая потребность человека – питать себя, есть, кормить. Игра показывает ранние отношения матери и ребенка ( кормление грудью, бутылочкой).