Главная >> Детский психоанализ 
Детский психоанализ.

Психоанализ-это метод исследования глубинной психологии.
Для детей этот метод тоже применим, но он отличается от взрослого психоанализа.
Ребенок не может лежать на кушетке и выдать свободные ассоциации, как принято в классическом психоанализе. Также он зависит от своих родителей, в которых он нуждается физически и психологически, у ребенка не всегда есть мотивация к исцелению своей болезни, дети также очень плохо переносят фрустрации. Но,  несмотря на эти факторы,  ребенок прекрасно может играть, рисовать, лепить, сочинять истории, которые можно приравнять к свободным ассоциациям взрослых. Детский психоаналитик, наблюдая за игрой ребенка,  может увидеть какие взаимоотношения есть у ребенка со значимыми для него людьми: мама, папа, братья, сестры и т.д., какие чувства испытывает ребенок к ним. Рисунки могут тоже отразить фантазии ребенка,  представление о  себе, тайные желания. Весь это  материал можно обсуждать с ребенком, интепретируя его фантазии, его чувства, тем самым,  помогая изменить отношение ребенка к реальности, снизить его тревогу, помочь справиться с негативными чувствами и неадекватным поведением. Ребенок сможет понять что с ним происходит, научится разбираться лучше в своих чувствах не боясь их понимать и принимать, а разобравшись и приняв их , он сможет получить новый  позитивный опыт в отношениях с миром и с людьми.

Условия проведения детского психоанализа.
Заключение контракта с родителями: прояснение запроса и определение цели терапии, оговариваются  время, место и оплата. Заключение контракта с ребенком (предъявление проблемы и определение цели терапии).
Частота встреч с ребенком зависит от симптомов, платежеспособности родителей, особенностей семьи, место проживания семьи. В среднем частота встреч варьируется от 1 до 3 раз в неделю. Сессия или встреча с ребенком имеет продолжительность 50 минут (классический вариант). Параллельно проводятся консультации родителей по их запросу или 1 раз в  2 месяца. Детский психоаналитик соблюдает по отношению к ребенку полную конфиденциальность.

Как метод детский психоанализ подходит для своего применения  детям с разными патологиями в развитии, невротической патологией, с психозом и даже аутизмом.
Можно начать говорить о том, что детский психоанализ начинает работать с младенческого возраста, когда можно уже наблюдать патологию во взаимоотношениях между ребенком и мамой. Когда мать, находясь в депрессии не может войти в контакт с ребенком и дать ему стабильных отношений, или оставляет его на попечение государства в доме-малютки. Ребенок тоже начинает страдать анакликтической депрессией, аутистическими расстройствами, аллергическими реакциями, экземой, маразмом.  Он может отказываться жить. Приведу пример из книги « Затаенная боль» Каролин Эльячефф, детского французского психоаналитика, которая работала с детьми, оставленными родителями в яслях, у нас это в России дома-малютки.
 Эльячефф пишет: « Психоанализ позволяет, прежде всего, рассказать, выразить словами самому младенцу происхождение переживаемого им разрыва, ту невысказанность и затаенную боль, которую поначалу проявляется лишь в болезненных симптомах».
В практике этого психоаналитика были дети, которые поступали в ясли с самого рождения и уже в возрасте двух-трех месяцев имели серьезные соматические симптомы, грозящие младенцу смертью. Так мальчик 2,5 месяцев по имени Оливье не мог дышать, а кожа его покрыта была струпьями. Его история появления на свет говорила, что он оставленный матерью ребенок, который хочет поменять цвет кожи, так как  является темнокожим младенцем, об этом и разговаривает Каролин с мальчиком: «У тебя кожа черного цвета. Сейчас еще неизвестно, удастся ли найти для тебя приемных родителей с другим цветом кожи. Но тебе вовсе не нужно менять свою кожу. Ты всегда будешь сыном мужчины и женщины, которые тебя зачали, и твои настоящие, биологические родители навсегда останутся в тебе. До свидания, увидимся через неделю». После этого сеанса кожа изменилась, стала чистой. А вот дыхание осталось затрудненным. На втором сеансе психоаналитик беседует с младенцем снова, который засыпает, но ее слова: «Может быть, ты дышишь так плохо потому, что надеешься снова найти мать, чтобы все было, как прежде - когда ты находился в твоей матери и еще не дышал. Но если ты решил жить, ты не сможешь жить не дыша. Твоя мать - в тебе, в твоем сердце. Тебя разлучили с ней не потому, что ты начал жить. И даже если ты не будешь дышать, тебе это не поможет снова ее найти», - имели потрясающие результаты: мальчик стал нормально дышать.