Главная >> Детский мир >> детские страхи 
Детские страхи.
Страх - одно из основных человеческих переживаний. Это первичная неприятная эмоция, вызванная опасностью и желанием убежать от нее. Страх помогал первобытному человеку выжить в опасном первобытном мире. Страх защищает нас от испуга, опасности, это чувство помогает нам защититься от противника, спасаясь бегством или нападая самому. Страх влияет на наше тело и мозг. При страхе учащается сердцебиение и дыхание. происходит покраснение или побледнение кожи,  могут появиться головокружение, боли в животе, понос, рвота. Страх нарушает мыслительную функцию, часто у детей, которые бояться наблюдается невозможность обучаться. Длительный страх может перерасти в фобии: боязнь животных, боязнь полетов на самолете, боязнь закрытых пространств, боязнь загрязнений, публичных выступлений, экзаменов.
Есть реальные страхи, например, боязнь  наводнений, террора, встреча с бандитом. И есть невротические страхи, когда предметы объективно лишены опасных свойств, например,  страх темноты, страх тараканов, червяков. Невротический страх отличается от реального тем, что есть несоответствие между причинами страха и испытываемой реакцией. К внутренним раздражителям, вызывающим чувство страха, относятся неодобряемые инстинктивные побуждения и желания. Чаще всего это агрессивные или сексуальные влечения. У маленьких детей еще не сформированы процессы сублимации ( способ находить разные удовлетворения, замещающие запретные желания), поэтому может появиться невроз страха.

Страхи появляются у детей достаточно рано. Первый страх и его проявление можно увидеть у детей 8 месяцев, детский психоаналитик Рене Шпиц назвал его « тревогой восьмимесячных» или « страх незнакомца».  Это происходит, когда ребенок научается отличать близких людей от посторонних. В этом возрасте начинает формироваться базовое доверие, то есть уверенность в том, что мама придет на помощь. Реакция на незнакомых людей связана и зависит от реакции мамы. Страх перед незнакомым может перерасти в страх смерти, страх неизвестности и отделения.
Еще одну раннюю форму страха описала английский психоаналитик Мелани Кляйн. Если взрослый или ребенок свои агрессивные импульсы направляют на другого человека, то они начинают бояться, что этот человек может тоже его наказать и , значит, он опасен. Поэтому в обществе есть ритуалы приветствия, протянутые руки, которые означают, что не делай мне вреда,  и я тебе его не причиню.
Итак, первичным страхом для ребенка является страх отделения от мамы, от нее ведь зависит жизнь ребенка. Позже у ребенка , который научается самостоятельно ходить, говорить появляются страхи, связанные с поеданием. Маленький ребенок боится, что его съедят, так как еда -основной вид деятельности, осуществляемый им. И первый сказки связаны с этим. например «Колобок», про Бабу-ягу, Бармалея. В возрасте 4-5 лет наступает период страхов, который длится до 7-8 лет. Страх покинутости, неизвестности перерастает в страх темноты. Ребенок наделяет темноту фантастическими чудовищами, так как ему еще сложно реальность отделить от фантазии, то дети боятся засыпать одни , без ночника. Многие дети оттягивают сон, требуя у взрослых то попить, то поесть, то сходить в туалет. Чтобы помочь ребенку преодолеть страх темноты, используют помощников: мягкие игрушки, ночники, фонарики, приоткрытую дверь в его комнате, различные ритуалы отхода ко сну, например разговор с ребенком о чем-то приятном и планах на завтра, чтение книжки. Есть еще способы самозащиты, которые ребенок изобретает. чтобы не быть одному ,например это песни. Но не стоит укладывать ребенка в постель к родителям. Такие дети страдают и психологически, и интеллектуально, они остаются инфантильными, капризными, мало адаптированными к саду, школе. Если ребенок посреди ночи заявился в постель к родителям, его стоит утешить, успокоить и отвести в его кровать.
В определенном возрасте могут возникать разные страхи, например в возрасте от 2-4 лет ,когда ребенка приучают к горшку, чистоплотности, может появиться страх загрязнений, ребенок сломя голову может бежать мыть руки или плакать,  если испачкал одежду, отказываться рисовать красками, чтобы не испачкаться. Такая чрезмерная брезгливость, если не проходит через 2-3 месяца, то это предвестник невроза, фобии. В возрасте от 3 до 5 лет во время прохождения эдипального комплекса у детей могут появляться страхи, связанные с желанием быть любимым объектом у родителя противоположного пола. Родитель своего пола воспринимается как соперник, который препятствует желаниям и может за них наказать. И такая фантазия может превратиться в страх. При этом место наказывающего родителя замещается часто образом большого, наводящего страх-животного: волка, лошади, собаки. В возрасте 7-9 лет у детей появляются представления и мысли о смерти близких людей и самого ребенка. Дети начинают осознавать, что вечно не могут жить. Он начинает задавать вопросы, что будет после смерти. Поэтому тему смерти необходимо детям раскрывать, не делать секрета, так как умалчивание приведет к тревоге и страху. К этой теме, как и к вопросам о сексе у ребенка должен быть свободный доступ. Страх смерти часто принимает формы конкретных угрожающих жизни ситуаций: пожар, заболевания, падения лифта, войны.
В подростковом возрасте появляются социальные страхи, которые связаны с  внешней привлекательностью, с успешностью среди одноклассников, с о страхом осуждения ,критики, унижения, сдачи экзаменов, публичных выступлениях. Все эти страхи в основе своей имеют ранние  детские страхи. Но подростку сложнее признаться в этих страхах. Поэтому ранние страхи приобретают новое содержание, например, приобретают мистический характер, интереса к сверъестественному, к колдовству, полтергейсу. Проблемы искажения восприятия своей внешности, негативное внимание к своему внутреннему миру, самокопание приводят подростка к страху самоубийства или страху сойти с ума. Страх агрессивных действий со стороны незнакомцев произрастает из тревоги восьмимесячных младенцев перед незнакомцем. Подростковые страхи необходимо прорабатывать и помогать справляться с ними подросткам, так как,  переходя во взрослую жизнь, они отравляют существование человеку и его близким.
Начиная с возраста 5 лет, дети начинают помнить свои сны. Сновидения могут быть страшными, сюжеты их связаны с опасными хищниками, привидениями, чудовищами, которые преследуют ребенка и хотят его растерзать. В зависимости от того, как справляется психика с конфликтом, ребенок может быть беспомощным перед страшными персонажами сна, тогда он просыпается в холодном поту,  или находчивым, сильным, обладающим необычными способностями, которые помогают ему одержать победу.
Повторяющиеся страшные сновидения говорят, что с психикой не все в порядке, в таких случаях следует обратиться к психологу для разрешения конфликта и привидения в порядок психики. Иногда в сновидениях детей опасности подвергаются близкие ребенка. В таком случае происходит проекция агрессивных импульсов ребенка, которые он испытывает из-за обиды и злости на близкого человека, но так как моральная инстанция психики осуждает такие негативные чувства, то отреагирование этих чувств в сновидениях и вызывает страх. Обнаружение в себе подобных злых чувств- это внутренняя угроза.
Примерно в возрасте от 6 до 11 лет у детей большой популярностью начинают пользоваться детские страшилки. Это жуткие и коротки истории про девочек и мальчиков, которые попали в жуткое место и встретили там чудовищ, скелетов, привидений. Такие страшилки являются лекарями и обладают терапией с собственными страхами, которые успешно преодолеваются. Эдуард Успенский написал книгу « Самые страшные ужасы», в которой собрал такие страшилки. Часто такие страшные истории дети рассказывают в лагере, когда расстаются с родителями. Тревогу отделения, которую испытывают дети, попадая в детский сад, лагерь легче переживать коллективно, рассказывая страшные истории. Истории рассказываются тихим голосом, желательно в полутьме, а последние слова резко и громко выкрикиваются с резким хватательным движением. Выбирается очень впечатлительный слушатель, который после слов, например, « отдай мое сердце», вскрикивает, визжит, и все пугаются и находятся в состоянии страха.
Вот одна такая история:
Это было давно. На одной черной-черной планете был черный город. В этом черном-черном городе был большой черный парк. Посреди этого черного-черного парка стоял черный дуб. В этом большом черном дубе было черно-черное дупло. В нем сидел страшный и большой скелет и говорил:
- ОТДАЙ МОЕ СЕРДЦЕ!

Можно поделиться и своими страшилками с детьми. Если они вам расскажут такую страшную историю, то стоит испугаться и позволить ребенку насладиться его бесстрашием. Уважаемые родители, помните, что очень полезно для психического здоровья вашего ребенка, когда он рассказывает и проигрывает страшные истории.

Как помочь ребенку справиться со страхами.
Это простые способы, но они  очень эффективны, чтобы помочь ребенку преодолеть тревогу и страхи.
Первый способ: вербализация, это рассказ о страхе или страшном сне. Сны запоминаются сразу после пробуждения, поэтому очень важно услышать, что говорит ребенок вам ,когда проснулся. Нужно не разубеждать малыша, что ничего страшного не произошло, а обсудить и придумать способ борьбы и победы. Самым эффективным будет способ, который предложит и найдет сам ребенок.
Второй способ, используется, если не помогает первый. Визуализация образа. Предложите ребенку нарисовать,  вылепить страх из пластилина. При этом можно задавать уточняющие вопросы: «  Какой страх? Что он может сделать? Чего боится сам страх? Как с ним справиться?» После создания образа предложите ребенку уничтожить страх, но способом, который он придумает. Возможно,  это будет продолжение рисунка, заключение страха в клетку, тюрьму. Некоторые дети делают страх смешным. Упорные страхи могут с первого раза не пройти, поэтому стоит несколько раз повторить процедуру.
 Третий способ- это игра. Ребенок перестает бояться, идентифицируясь со страшным персонажем, то есть он становится страшным и ужасным, кричит, рычит, пугает всех. Взрослый должен принять роль того, кто боится, является слабым и беспомощным. Если ребенок смеется , испытывает радость, то страх уходит. Но нельзя усиливать страх, пугая ребенка. Посредством игры ребенок из пассивного и беспомощного превращается в активного и сильного персонажа, таким образом, он избавляется от неотреагированных негативных чувств: обиды, злости, агрессии, страха.
Полезно в спокойной ситуации обсуждать с ребенком пугающие его предметы и ситуации, разъясняя то, что ребенок не знает в силу своего маленького возраста. Так как непонятное и неизведанное пугает чаще всего, то объясненный страх уже легче перенести. И стоит особенно серьезно относиться к детским сновидениям. Работа со сновидениями дает хороший терапевтический результат, формирует миролюбие, дружественность, душевное здоровье. В результате обретается целостность внутреннего мира, устраняются неприятные переживания. Сны ребенка часто зависят и формируются под влиянием значимых для него взрослых. Если родители чрезмерно  строгие и критикующие, то у ребенка будет появляться больше страхов и страшных сновидений.