Главная >> Типы воспитания 
Воспитание - это деятельность родителей,а также учителей,воспитателей, других специалистов,направленная  на ребенка. Цели и задачи могут быть разными: воспитать послушного гражданина или отвественного и самостоятельного человека, или трудолюбивого и аккуратного и т.д. Тип воспитания часто определяется бессознательно родителями и местом, которое занимает ребенок в их жизни. Для некоторых ребенок является центром всего и ему отводится роль главного, соответственно он реализовывает мечты,надежды своих родителй, кто-то из детей является помехой  в учебе или работе родителей. Примерно к возрасту 20-21 года ребенок должен начать самостоятельную жизнь в обществе, для этого он пройти должен определенные институты социализации: детский сад, школа, университет, начать трудовую деятельность. Ребенок должен соответствовать определенным стандартам, которые ему предъявляет общество. Если родители не могут дать ребенку минимального воспитания, то их общество может лишить родительских прав частично или полностью. Еще есть повседневная жизнь помимо требований общества, и она побуждает родителей устанавливать и поддерживать с ребенком отношения, которые удовлетворяли бы родителей и при которых ребенок был бы воспитуемым. Каждый тип воспитания задает свой путь развития ребенка и свои критерии успешности развития.
В реальности большинство родителей осуществляет смешанный тип воспитания, в котором сочетаются 6 типов: традиционное, программирующее, развивающееся, личностно-ориентирующееся, потакающее, эпизодическое.

1. Традиционное воспитание.
Основной принцип такого воспитания- ребенок должен слушаться взрослых, потому что те знают , что хорошо, а что плохо. Если дети не слушаются,то родители прибегают к следующим наказаниям: повышение голоса, ругание, угрозы, физическое и моральное унижение. Ребенка приучают к различным нормам,правилам и запретам. Нормы определяю,что должен делать ребенока,а что не должен. В нормы входят и обязанности, которые ребенок выполняет и несет за их выполнение отвественность. Например,  для современных детей главной обязанностью является учеба,родители могут вводить и разные домашние обязанности. Устоявшиеся традиции воспитания всегда так или иначе учитывают закономерности естественного развития ребенка, особенно его потребность в общении и любви, поэтому особенностью такого воспитания являются теплые эмоциональные отношения ребенка и взрослого. Но есть и противоречие: строгое принуждение вступает в конфликт с теплыми эмоциональными отношениями и чем старше ребенок, тем сложнее его приучать,принуждать. Получается, что к подростковому периоду ребенок выходить из-под влияния родителей и внутренне и внешне от них отстраняется. Он начинает ориентироваться на ценности своих сверстников и героев, которым они поклоняются, и перестает отождествлять себя с родителями.В монолитных идеологических  обществах такой тип воспитания в целом очень успешен,но в современных условиях, где разные системы ценностей и разные идеологии ситуация иная.Ребенок подвергается массовому воздействию СМИ,рекламы, навязывающей свои ценности и своих героев. Поэтому, перестав воспринимать своих родителей как авторитетов,подросшие дети становятся легкой добычей продавцов наркотиков, криминальных структур,которые обещают быстрый путь к материальному благополучию или достижению достойной жизни.

 2.Потакающее воспитание.
Основной принцип - ребенок должен быть доволен.Наиболее важным для родителей в таком типе воспитания является эмоциональная непрерывная связь с ребенком. Активное сопереживание его радостям и горестям. Родители готовы отказаться от норм и требований к ребенку лишь бы тот не плакал. Родители стремятся не конфликтовать с ребенком. Это выливается в отсутствие запретов и потакании всех желаний ребенка.Властьи отвественность передаются ребенку,а не родителю.Следствием такого потакания является избалованность .а в крайнем случае воспитание ребенка-тирана или деспота..Постоянное потакание ребенку готовит почву для его капризов и манипулирования взрослыми.В какой-то момент взрослые начинают резко эмоционально реагировать и настаивать на своем, тогда ребенок начинает закатывать истерики и капризничать.Начинается противоборство между взрослыми и ребенком,то ему потакают, то стремятся настоять на своем. В результате вырастает эгоист, который считает,что ему все должны и находит способ поведения, позволяющий достигать желаемого.

3.Развивающее воспитание.
Основной принцип такого воспитания -  ребенок должен быть умным и талантливым. Для данного типа воспитания главной ценностью является максимально раннее развитие способностей ребенка,например интеллектуальное,музыкальное или спортивное.Мама покупает развивающие игры и игрушки и радуется всем успехам своего малыша.И дети,  как правило, рано начинают говорить,читать,играть на музыкальных интсрументах и рисовать. Они интеллектуально развиты и легко поступают в спецшколы,гимназии и лицеи.Часто это воспитание, дающее немало профессиональных успехов,  не затрагивает личностых эмоциональных отношений ребенка с родителями и со сверстниками.
 
4. Программирующее воспитание.
Основной приницип такого воспитания - родители знают должен стать их ребенок и с детсвта его к этому готовят. При программирующем воспитании родители заранее определяют будущее ребенка: его работу, интересы, ценности, личную жизнь. Этот тип воспитания неразрывно был связан с традиционным и распространен в прошлом. Например,наследников престола или купеческих и дворянских детей готовили к продолжению дел отцов,дедов,а девочек воспитывали как будущих хозяек и жен. Но в прошлом веке программирующее воспитание приводило к конфликтам между отцами и детьми. Дети отказывались выполнять ту жизненную программу,которую им навязывали.Вспомнить хотя бы классические примеры литературы: Чацкий, революционеры-демократы из романа Чернышевского " Что делать?" Наиболее частая проблема программирующего воспитания в том,что подросшие дети попадают под чье-либо влияние. Родители оказываются в глубоком кризисе,когда их планы ломаются.Ребенок сначала выполняет программу родителей, поступает в определенный институт, учится, но потом бросает его и идет работать по другой специальности. Или он выполняет то,что задумали его родители и получает  ту профессию, которую выбрали ему родители,но ребенку это не приносит счастье, так как он не в состоянии изменить самостоятельно свою жизнь,решить те проблемы,которые перед ним встали.

5. Эпизодическое воспитание.
Основной принцип -  сначала работа,а потом дети. При работающих полный день и сверхурочно родителях ребенок часто предоставлен сам себе, часть времени его воспитывают родители, совмещая строгость и эмоциональный контакт. Но при таком воспитании много есть непоследовательности: у мамы не хватает времени и сил остановить нежелательное поведение ребенка, затем она начинает возмущаться и наказывать ребенка, а потом мириться с ним при помощи подарков, компенсируя свое чувство вины за то,что мало проводит времени с ребенком. Непоследовательность приводит капризам и истерикам ребенка. В детских садах чаще тоже при большом количестве детей в группах используется  эпизодическое воспитание. Ребенку не хватает эмоциональной поддержки в результате может сложиться неуверенность в себе и стремление не  брать ответственность на себя.Есть еще вариант,когда ребенок находит поддержку и принятие в дурной компании с точки зрения родителей. Результатом эпизодического воспитания  становится интеллектуальная неразвитость ребенка, бедность его внутреннего мира, привязанность к телевизору, компьютору. Создается зависимость, которая перерастает в алкоголизм, игроманию, наркоманию, дающими примитивное и быстрое удовольствие.

6.Личностно-ориентированное воспитание.
Основной принцип - учить ребенка быть самостоятельным,ответственным и творческим.
Такое воспитание стремится ,чтобы ребенок стал самостоятельной личностью. Способность действовать самостоятельно, а не следовать тупо нормам поведения, привычкам, обычаям других людей. Для личностного развития конечно необходимы, с одной стороны -  освоение человеческих норм и ценностей, а с другой стороны -  овладение интеллектуальными, коммуникативными, волевыми и другими способностями. Личностное воспитание включает в себя и компоненты традиционного и развивающего воспитания: опыт ответственного и осмысленного принятия ребенком самостоятельных решений и обсуждение этих решений взрослого с ребенком,выстраивание диалога.Отличие личностно-ориентированного воспитания от традиционного состоит в сочетании гармоничного равновесия трех моментов: приверженность к ценностям, готовность уважать людей с иными ценностями и способности самостоятельно и осмысленно определять свою позицию по отношению к разным системам ценностей. Родители дают ребенку свои системы ценностей,но одновременно учат самостоятельно выбирать свою позицию по отношению к этим и другим ценностям.Такое воспитание не приводит к тупикам и конфликтам , но оно требует от взрослого больше времени и сил, размышлений, чем другие виды воспитания. нужно быть готовым временами отложить другие важные дела, например карьерный рост или зарабатывание денег, чтобы не скатиться к потакающему,традиционному,программирующему или эпизодическому воспитанию. 

Статья основана на материалах книги Е. Патяевой " От рождения до школы"