Эта статья про родителей и их детей-подростков основана на взглядах психоаналитика Питера Блоса,который в своей книге « Психоанализ подросткового возраста» откровенно и подробно описал случаи мальчика Бена и девочки Сьюзен. Глубокая работа с этими подростками открывает нам истоки и причины девиантного поведения детей-подростков и взаимоотношений их с родителями, той роли ,которая существенно влияет и оказывает огромное значение в развитии подростка.
Часто родители подростков вовлекаются своими детьми в состояние переживаний своего подросткового периода. Подростки ловят своих родителей, когда регрессируют ( уход на прежнею стадию развития, более раннюю). Например, родители могут игнорировать половое созревание подростка или поддаваться провокациям, которые вызывают сильные аффекты и становится источником разочарований и фрустраций. Часто в этот период пересматриваются отношения ребенка и его родителей. Конечно, родители остаются для подростков родителями, а он их ребенком ,но качество взаимоотношений меняется. По времени кризис подросткового возраста совпадает с кризисом среднего возраста у родителей. Идет проверка взаимоотношений между двумя родителями и подростком. Подросток выполняет в это период задачу эмоционального отделения от родителей, но часто родители не отпускают ребенка, потому что боятся не только самостоятельности подростка, но и процесса своего старения, который ребенок им демонстрирует своим поведением, отношением. Родители начинают свои фантазии переносить на подростка и тем самым вызывают беспокойство у ребенка, что влияет на его развитие и часто задерживает его. Подросток не способен отделиться от своей детской любви и ненависти к родителям без их поддержки.. Если родители изменяют свое представление о нем и его Я, это дает ему свободу. Но если продолжается зависимость от внешней заботы, то Я ребенка-подростка не адаптируется. Развитие подростка не происходит, если детские нужды и влечения пересекаются с соответствующими тенденциями родителей. Прогрессивное развитие подростка основывается на 2 способностях: интернализация и терпимость к конфликту.
Для иллюстрации этого теоретического материала приведем пример из клинического случая мальчика Бена.
Мальчик-подросток и его мать испытывают страх, чтобы его ослабить сын нуждается в материнской заботе, но матери по сути сын нужен, чтобы тот смог удовлетворить ее потребности в заботе, которую она не получила от своих родителей. Она ищет компенсацию тем лишениям, которые испытала в детстве ( материал взят из ее семейной истории). Сын используется матерью, чтобы укрепить и стабилизировать функционирование ее Я. Тогда ребенок в пубертатный период начинает вести себя девиантно (отклоняющееся от нормы поведение), т.к. защищается от матери. Подросток ощущает, что она его достижения и рост использует для укрепления своих нужд. Мальчик начинает сопротивляться ожиданиям матери. В отношениях с мужем женщина занимает позицию главной и подавляющей фигуры, поэтому от сына она ожидает компенсации недостатков мужа, отца мальчика, которые болезненно переживает. Подросток попадает в своем развитии в тупик, который заключается в том, что он любим матерью и уверен в ее заботе, когда он подчиняется ее нуждам и образу мыслей, если же он становится не таким, а еще и похожим на отца, то он не нужен своей матери.
В отношениях с отцом мальчик тоже удовлетворяет потребности и ожидания отца в поднятии самооценки через достижения сына и исполнении роли родителя для своего отца, который не получал эмоциональной близости от своего отца. Отец мальчика ожидал компенсации от сына и любил его, когда тот был послушным, считая, что послушание равно любви.
Детские потребности родителей, которые были неудовлетворены их родителями, переносились на Я мальчика-подростка. Он чувствовал, что его личность не соответствует образу, который создали родители. Мальчик не мог правильно составить и согласовать части своего Я. Он чувствовал себя запутавшимся и преследуемым. Окружение семейное не предоставляло его возрасту адекватного взаимодействия.
При взаимодействии родителей и подростка,когда последний оказывается в тупике развития можно выделить 2 пути по которым следуют родители:
собственные детские потребности заставляют и ведут к игнорированию физического взросления ребенка или родитель переживает со своим ребенком-подростком тот же подростковый период, что и его ребенок. Если родительское отношение к ребенку не изменилось, то подростковый процесс катастрофически задерживается. Родители, которые социально и эмоционально неблагополучны, оказывают уже в самые ранние годы свое негативное влияние на ребенка, которое переносится на следующее поколение. В норме подростковый период ребенка дает родителям новую стадию в жизни, которая снижает необходимость предоставлять подростку заботливое участие и психический комфорт. Родители должны терпеть эмоциональную дистанцию от своего ребенка-подростка и принять родительские ограничения.
Часто родители подростков вовлекаются своими детьми в состояние переживаний своего подросткового периода. Подростки ловят своих родителей, когда регрессируют ( уход на прежнею стадию развития, более раннюю). Например, родители могут игнорировать половое созревание подростка или поддаваться провокациям, которые вызывают сильные аффекты и становится источником разочарований и фрустраций. Часто в этот период пересматриваются отношения ребенка и его родителей. Конечно, родители остаются для подростков родителями, а он их ребенком ,но качество взаимоотношений меняется. По времени кризис подросткового возраста совпадает с кризисом среднего возраста у родителей. Идет проверка взаимоотношений между двумя родителями и подростком. Подросток выполняет в это период задачу эмоционального отделения от родителей, но часто родители не отпускают ребенка, потому что боятся не только самостоятельности подростка, но и процесса своего старения, который ребенок им демонстрирует своим поведением, отношением. Родители начинают свои фантазии переносить на подростка и тем самым вызывают беспокойство у ребенка, что влияет на его развитие и часто задерживает его. Подросток не способен отделиться от своей детской любви и ненависти к родителям без их поддержки.. Если родители изменяют свое представление о нем и его Я, это дает ему свободу. Но если продолжается зависимость от внешней заботы, то Я ребенка-подростка не адаптируется. Развитие подростка не происходит, если детские нужды и влечения пересекаются с соответствующими тенденциями родителей. Прогрессивное развитие подростка основывается на 2 способностях: интернализация и терпимость к конфликту.
Для иллюстрации этого теоретического материала приведем пример из клинического случая мальчика Бена.
Мальчик-подросток и его мать испытывают страх, чтобы его ослабить сын нуждается в материнской заботе, но матери по сути сын нужен, чтобы тот смог удовлетворить ее потребности в заботе, которую она не получила от своих родителей. Она ищет компенсацию тем лишениям, которые испытала в детстве ( материал взят из ее семейной истории). Сын используется матерью, чтобы укрепить и стабилизировать функционирование ее Я. Тогда ребенок в пубертатный период начинает вести себя девиантно (отклоняющееся от нормы поведение), т.к. защищается от матери. Подросток ощущает, что она его достижения и рост использует для укрепления своих нужд. Мальчик начинает сопротивляться ожиданиям матери. В отношениях с мужем женщина занимает позицию главной и подавляющей фигуры, поэтому от сына она ожидает компенсации недостатков мужа, отца мальчика, которые болезненно переживает. Подросток попадает в своем развитии в тупик, который заключается в том, что он любим матерью и уверен в ее заботе, когда он подчиняется ее нуждам и образу мыслей, если же он становится не таким, а еще и похожим на отца, то он не нужен своей матери.
В отношениях с отцом мальчик тоже удовлетворяет потребности и ожидания отца в поднятии самооценки через достижения сына и исполнении роли родителя для своего отца, который не получал эмоциональной близости от своего отца. Отец мальчика ожидал компенсации от сына и любил его, когда тот был послушным, считая, что послушание равно любви.
Детские потребности родителей, которые были неудовлетворены их родителями, переносились на Я мальчика-подростка. Он чувствовал, что его личность не соответствует образу, который создали родители. Мальчик не мог правильно составить и согласовать части своего Я. Он чувствовал себя запутавшимся и преследуемым. Окружение семейное не предоставляло его возрасту адекватного взаимодействия.
При взаимодействии родителей и подростка,когда последний оказывается в тупике развития можно выделить 2 пути по которым следуют родители:
собственные детские потребности заставляют и ведут к игнорированию физического взросления ребенка или родитель переживает со своим ребенком-подростком тот же подростковый период, что и его ребенок. Если родительское отношение к ребенку не изменилось, то подростковый процесс катастрофически задерживается. Родители, которые социально и эмоционально неблагополучны, оказывают уже в самые ранние годы свое негативное влияние на ребенка, которое переносится на следующее поколение. В норме подростковый период ребенка дает родителям новую стадию в жизни, которая снижает необходимость предоставлять подростку заботливое участие и психический комфорт. Родители должны терпеть эмоциональную дистанцию от своего ребенка-подростка и принять родительские ограничения.