Главная >> Для родителей >> Нестандартный ребенок 
Для каждого родителя их ребенок всегда особенный, не похожий на других. И конечно, все мы рождаемся с определенным набором генетический признаков, которые у каждого свои, даже если дети-близнецы, они отличаются рядом признаков друг от друга. Часто особые черты характера заставляют родителей беспокоиться по поводу того, что ребенок не слишком активен или достаточно упрям, или как юла вертится,  не может усидеть на месте, или плачет без умолку и по любому поводу. Все перечисленные примеры говорят об акцентуации в характере вашего малыша, уважаемые родители. И относиться к этому следует как к особенностям поведения и характера, которые ребенок не только унаследовал генетически, но и приобрел в процессе воспитания.

Но есть еще и особенности, которые связаны с медицинской стороной, когда в развитиии ребенка есть отклонения от нормы, которые связаны с заболеванием и медицинским диагнозом. Такие дети находятся под наблюдением врачей, но с ними работают и психологи, психоаналитики. В данном разделе будут рассмотрены оба варианта детей с нестандартными проявлениями в поведении, характере. Чтобы не произошел взрыв, шарик можно потихоньку сдувать, так и злость можно выпускать тихо и осторожно.

До появления малыша, родители часто мечтают каким будет их родившийся ребенок, представление о нем конечно далеки от реальности, а ближе к идеальному образу,нарисованному родителями в своих мечтах. Бывает, что реальный и идеальный образы совсем не совпадают и не корректируются родителями никак, например, папа хотел подвижного активного мальчика, с которым можно поиграть в футбол, а у него сын медлительный, боязливый и совсем не умеющий и не увлекающийся футболом. И если папа будет требовать от реального сына то, что он  (папа)  желал, то может совсем прийти к противоположному результату, так как мальчик по своему темпераменту не холерик и сангвинник, а флегматик, по телосложению не атлет, а астеник и невозможно здесь изменить природу,какое бы воспитание не было. Чем быстрее поймут родители и примут своего ребенка такого, какой он на самом деле, тем меньше будет драм и слез.
 Но если дейстивтельно черты характера и  особенности поведения мешают ребенку общаться со сверстниками и взрослыми, ограничивают его развитие, то необходима помощь.

Агрессивное поведение.
Современные дети все чаще и больше проявляют агрессивные действия, Приступы злобы и разрушительных действий мы видим почти каждый день, как в общественных местах, так и в семье. Конечно, проявление агрессии принято у нас в Росии считать плохой чертой характера и в советской педагогике часто агрессию подавляли такой же агрессией и силой страха. Про естественную и врожденную агрессию  не шло и речи, хотя она существует как в мире животоных, так и в мире людей. Это механизм, который нам дан природой, чтобы выжить в естественных условиях, развиваться нормально. Вопрос в том, как совеременные дети выражают свою агресиию, насколько контролируют и осознают агрессивные импульсы?!

 
Ребенка можно научить узнавать и распознавать свою агрессию и злость, не бояться их, а уметь управлять, не причиняя вреда себе и другим. Прежде всего, мы в отличие от животных умеем говорить, поэтому свои чувства можеи озвучить. Пока ребенок мал и не умеет говорить, он будет прямолинейно выражать свою агрессиию, как первобытные люди: понравилась вещь, отбирает при помощи кусания, царапания, ударов.

Вместо речи в ход идут руки, ноги и зубы, в данный момент взрослым может помощь ребенку, объяснив, что его поведение неконструктивное, уделить внимание не виновнику, а обиженному малышу,  утешить его, тем самым показав агрессивному ребенку, что он не заслуживает сочувствия. Стоит установить четкие правила в семье: никого не бить, если чувствуешь, что злишься и хочешь ударить кого-то, отойди в сторонку или подойди к родителям и расскажи о своей злости.
Хорошо подойдут игры на снятие напряжения и канализацию агрессии.
Ребенку можно показать воздушный шарик и показать, как он надувается, сказав, что когда ребенок злится, то он похож на такой шарик, и если сильно шарик надуть, то он лопнет, так и надутый от злости ребенок, взрывается, когда агрессия и злость переполняют его.

Маленькому ребенку под силу освоить простые упражнения на релаксацию, например глубоко дышать, расслаблять мышцы.
Можно предложить ребенку побыть диким львом или динозавриком, сделать страшную мордочку и порычать, покричать. Снять накопившуюся агрессию можно через игру-обзывалки. Ребенок может обзываться но не ругательными словами, а  названиями овощей: редиска, морковка, картошка.

Ребенку можно предложить взять себя в руки (обхватить ладошками свои локти), если он почувствует злость.
Подойдут и разрывание бумаги на кусочки, битье тапком, кулаком, палкой по подушкам, кричать шепотом.
 Эти способы помогают на первых этапах, когда еще не понятен внутренний конфликт и что скрывается за таким агрессивным поведением.
Для самовыражения и более глубинной работы над агрессивным поведением подойдут рисование, лепка из глины и пластилина. Эти занятия помогают ребенку изобразить свои переживания, чувства. Часто дети защищаются агрессивным поведением от страха или чувства вины. Каждый ребенок имеет право испытывать чувства злости и гнева, если он злится, то может сказать это своему обидчику. Но не всегда ребенок может напрямую выразить негативные чувства, тогда на помощь придут родители, которые могут выслушать все обиды, все напряжение,которые испытывает его ребенок. Главное для родителей понять какой конфликт заставляет ребенка проявлять столь бурно свою агрессию.

Застенчивое поведение.

Если активных и крикливых детей слышно и видно издалека,то детишек, которые тихо молчат и не обращаю на себя внимание яркими вспышками агрессивного поведения или истеричными выходками почти не замечают,так как хлопот они не приносят первоначально. Такие ребята очень удобны для родителей и воспитателей, а также учителей. Но все это до поры до времени,как затухший вулкан,который может активизировать свою деятельность в самое неожиданное время.

Обращать внимание на таких детей начинают,когда их застенчивость начинает чрезмерно проявляться,например ребенок перестает разговаривать, у него нет друзей, он не проявляет никакой инициативы, видно, что он стремится отгородиться от внешнего мира. Все перечисленные признаки не помогают нормальному развитию и адаптации  ребенка. Сложность с застенчивыми и замкнутыми детьми в том, что в отличие от агрессивных и непослушных детей сложно установить контакт. Закнутые дети могут не отвечать на вопросы, не реагировать на прикосновения. Чаще их ответ: "У меня все в порядке". Возникает ощущение, что ребенок находиться в ракушке, в глухой оппозиции по отношению к Вам.
Но все эти проявления ребенка являются защитой от неприятного, страшного для него мира и людей, которым он не собирается доверять.
Причины замкнутости могут крыться и в физиологических особенностях ребенка, например он родился очень чувствительным (сензитивным) и темперамент у него флегматичный. Но могут быть и психологические причины,например ребенка надолого оставили одного в разлуке с близкими. Может и система воспитания в семье предполагала, что ребенок не должен приставать с вопросами ко взрослым, шуметь и ребенок воспринял эти указания как прямое руководство к действию. Но самое важное не только выяснить причны замкнутости, но и научить ребенка доверять окружающему миру, осознать свои способности, научиться их использовать. И здесь взрослых ждет кропотливая и долгая работа, как специалистов, так и родителей.

Для того, чтобы застенчивый ребенок постепенно вошел в контакт,  не стоит проявлять давление и упорно заставлять его говорить. Есть много других невербальных способов для общения.

Попробуйте внимательно понаблюдать за тем, что ребенку нравится,  что его привлекло. Можно придумать разные занятия: клеить, рисовать, пилить и т.д. не вступая в словесный ( вербальный) контакт. Делать вместе с ребенком любые дела: мыть посуду, подметать пол, играть.Если ребенок ощущает напряжение, то не стоит сильно настаивать и дать возможность ребенку самостоятельно сделать что-то. Конечно, такого ребенка постепенно стоит учить говорить о своих чувствах, но сначала не стоит слишком долго это делать. Прекрасный способ раскрыть внутренние переживания замкнутого ребенка-игра в песочнице или рисование, лепка. Обычно замкунтые дети имеют низкую самооценку и думают, что у них самостоятельно ничего не получится. Поэтому создавая свой мир из игрушек, камушков, ракушек, кубиков ребенок может ощутить себя полоноправным хозяином. Важно, чтобы ребенок сделал что-то сам. когда ребенок достаточно раскроется, можно начать с ним сочинять истории и сказки. Этот метод хорошо используют детские психотерапевты и психологии в работе с детьми. Ведь сочиняя историю,  ребенок рассказывает о своем миру, о своих проблемах,своих желаниях и фантазиях. Тем самым он выражает свои чувства и показывает свое отношение к важным для него событиям и людям. Сказки и истории можно не только сочинять, но и разыгрывать в лицах при помощи игрушек. Если ребенк не сразу может сочинить или рассказать сказку, то подойдут кратинки с сюжетом, по которым можно начать  пересказ. Ребенку можно предложить придумать конец истории, сказки.

Говорить о замкнутости стоит если ребенку есть три года, до этого возраста малыши вообще не интересуются свестниками, нет особой потребности в общении с ними. С трех лет начинаются совместные игры, занятия. И уже к четырем годам становится заметнее общение между детьми .хотя часто еще нет особых навыков в общении и достаточно часто встречаются конфликты между ребятами. Причинами неуверенности и замкнутости у детишек могут быть как уже говорилось врожденные установки и темперамент, которые нельзя изменить. Например, интроверт и флегматик вряд ли будет активным лидером и душой компании среди своих сверстников. Но это не означает, что такой ребенок становится бирюком и нелюдимым человеком. Ему просто нужно быть наблюдателем и общаться с детьми, когда у него возникнет такая потребность.Он сам выберет время, когда сможет присоединиться к компании сверстников. Но есть и психологические факторы, которые стали причиной замкнутости ребенка. Это могут быть: гиперопека родителей, чрезмерно требовательный стиль воспитания, родительские установки: "Без нас ты ничего не сможешь сделать!" и тогда для ребенка окружающий мир будет враждебен и страшен, а отношение к себе будет как к слабому и беспомощному существу,которое не достойно быть хорошим.

Уважаемые взрослые: мамы и папы, бабушки и дедушки! Прочитайте и подумайте, что может помочь восстановить контакт с застенчивым  и замкнутым ребенком.

- Будьте внимательны к чувствам ребенка. У него есть право выражать как положительные,  так и негативные эмоции. Не бойтесь своих чувств и учите малыша выражать все, что у него на душе накопилось.
- Ребенок такой каким он родился, он едиственный и вы можете им гордиться и радоваться.
- Не врите ребенку. Он не заслуживает того, что его обманывают.
- Хвалите ребенка даже за самый маленький успех.
- Любите ребнка просто так, а не за заслуги.
- Обращайтесь к ребенку не со словами "ты", а с местоимения "я", например : " Я сильно расстроена, что в товей комнате много разбросанных игрешек!"
- Предоставьте ребенку право выбирать то, что ему уже под силу, например, куда и с кем пойти гулять или что надеть. Ребенку нужна не только забота и опека, но и возможность делать выбор самостоятельно, чтобы учиться брать отвтественность на себя.
- Будьте примером для своего ребенка,меньше говорите, а больше показывайте своими поступками того, что поможет быть ребенку уверенным,сильным,добрым человеком.
- Введите "сердитый час". Это может быть 10-15 минут, когда ребенок выплеснет накопившиеся бурные эмоции, сможет сбросить напряжение при помощи крика, брыкания.
- И главное верьте, что вы достаточно хороший родитель для своего ребенка. Вы лучше всего знаете, как сделать счастливее своего малыша.

Аутичный ребенок.

 Что такое аутизм?


Впервые аутизм был описан  в 1943 году английским врачом Каннером. Но появление аутизма было еще до этого времени, вспомнить хотя бы блаженных на Руси. Что из себя представляет аутизм по Каннеру? Этот врач описал ряд признаков, характерных для детей больных аутизмом:
непреодолимое стремление к навязчивым повторяющимся действиям, например кручение круглых предметов или движения тела стереотипные, прекрасная механическая память, которая дает возможность запоминать огромное количество номеров, страниц в книгах, но сниженность интеллекта во всех остальных сферах, эхолаллия,  при которой ребенок повторяет фразы, сказанные ему, так же употребление вместо местоимения : Я местоимения : ТЫ. Обращение представляет такую фразу: "Ты хочешь конфет?" Вместо: "Я хочу конфет". Гиперчувствитеьность к сенсорным воздействиям. Такие дети особенно бурно реагировали на шум пылесоса или у них были определенные пристрастия в приеме пищи. Непреодолимое желание к постоянству. Дети ходили определенным маршрутом,протестовали против перестановки в их комнате. Часто дети-аутисты рождались в высокообразованных семьях.
Через год австрийский терапевт Ганс Аспергер опубликовал свою работу о психотерапии детей аутистов.Оба автора отмечали, что дети  с аутизмом не входят в зрительный контакт, социальный дефект является врожденным и сохраняется на протяжении всей жизни, стериотипные движения и сопротивление каким-либо изменениям. В чем была разница между описанием Каннера  и Аспергера аутичных детей- это языковые возможности детей. Первый считал, что дети не владели речью,выраженны ярко коммуникативные трудности и задержка речевого развития. Аспергер, наоборот,отмечал, что речь была сохранна, речью обследованные им дети владели или быстро обучались. Моторные навыки тоже были разными. У Каннера дети=аутисты были очень моторно ловкими, у Аспергера неуклюжими. Способность к обучению тоже отличались у Каннера и Аспергера. Первый считал, что обучение идет через механическое заучивание схем, второй говорил, что у детей-аутистов есть способность к абстрактному мышлению.
В международной классификации заболеваний 10 пересмотра синдром детского аутизма входит в группу расстройств психологического развития. Существует несколько видов детского аутизма, обусловленного органическим заболеванием головного мозга и аутизм вследствии других причин.

Детский аутизм подразделяется на 4 группы:

1.Полная отрешенность от происходящего вокруг.
Ребенок не входит в зрительный и телесный контакт, нет улыбки, игнорирование витальных (жизненных потребностей), например голод, нет точек соприкосновения с окружающим миром.
2. Активное отвержение окружающей среды.
Ребенок избирательно контактирует с окружающей средой,эта избирательность проявляется в одежде,приеме пищи,маршруте передвижения. Дети могут испытывать сильное чувстов страха,агрессию могут обращать на себя. Много стереотипии двигательной и речевой.
3.Захваченность аутистическими интересами.
Дети этой группы укрываются от контактов с миром в занятиях, увлечениях, носящих цикличный характер. Могут рисовать один и тот же сюжет, который носит мрачный и агрессивный характер.
4. Чрезвычайная трудность взаимодоействия с окружающей средой.
Основной чертой детей этой группы является повышенная ранимость, уязвимость, чувствительность к чужой оценке.

Ранние проявления аутизма отмечаются в возрасте до 2,5 лет. синдром чаще встечается у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек и в 3-6 случаях на 10 тысяч детей.
характерными признакми аутизма являются:
- трудности в установлении эмоционального контакта с внешним миром, с людьми.
- трудности в установлении зрительного контакта.
- Стереотипичность в поведении.
- Однообразные движения: кручение,верчение,прыжки,раскачивание.
- Взаимодействие с механистическими предметами.
- В речи используют местоимения 2 и 3 лица вместо первого.Эхолалия.

Для детей с синдромом аутизма в нашей стране не так уж много существует учреждений, которые помогают родителям в социализации и адаптации детей-аутистов. Есть центры для диагностики (Институт коррекционной педагогики, центр психолого-медико-социального сопровождения "Кашенкин луг"), но специальных школ и детских садов нет. Существует ряд негосударственных учреждений и есть группы и классы, где ведется интегративное обучение.
Основная нагрузка ложится на родителей,которым могут помочь врачи психоневрологи, психологи, коррекционные педагоги,социальные работики. В идеале нужно, чтобы эти специалисты работали сообща и между ними осуществлялась координация и взаимодействие.От всех специалистов и родителей потребуется терпение и мужество в работе с аутистическим ребенком. Особенно стоит принять прежде всего родителям диагноз: детский аутизм и понять, что не стоит сравнивать своего малыша с другими. Адекватно оценить реальный уровень равзвития своего ребенка и ориентироваться на ту динамику, которую проявляет их ребенок,а не на возрастную норму. Стоит перестроить жизнь семьи и осваивать новые формы взаимодействия с ребенком-аутистом.

Организация жизни ребенка-аутиста.
Главное правильно организовать жизненное пространство ребенка. Оно условно может быть поделено на бытовое, где идет прием пищи, одевание, туалет, игровое, учебное и ближайшее место для социального общения ( лестничная клетка,магазин,детская площадка). Главное, чтобы место ,где живет ребенок было безопасным: без острых углов, предметов, с устойчивой мебелью, так как у аутистов часто отсутствует чувство края и страха высоты. Место так же должно быть комфортным и уютным: мягкий неяркий свет, спокойный тон обоев, Необходимо, чтобы в комнате ребенка были стол, стул, детские развивающие игры (пирамидки, домино, деревянные бусы), материалы для творчества: бумага,к арандаши, мелки, краски. Спортивный инвентарь: мячи, обручи, шведская стенка, кольца.Обязательно в комнате поддерживается порядок. Все вещи складываются на фиксированное место, можно потихоньку вводить небольшие изменения, например добавлять рисунки на стену или картину. Стоит избегать резких изменений в распорядке жизни, так как дети-аутисты имеют стереотипию в поведении, это помогает им делать мир безопасным для себя. И стоит заранее обсудить с ребенком изменения в интерьере. На территории вне дома ребенку особенно нужна поддержка, ведь там мир более опасен и  для этого каждый новый участок земли нужно проходить и проезжать вместе с ребенком, помогая вступать в контакт с другими людьми. Например можно говорить: "Привет, как тебя зовут? Его зовут Миша-", представьте своего ребенка сами, если ему сложно. Но осваивать новые пространства стоит постепенно и готовиться нужно к этому заранее. Необходимо приучить ребенка к общественному транспорту. Обязательно стоит обсуждать все  ново увиденное  с ребенком. В результате постоянной тренировки можно достигнуть поэтапного освоения окружающего мира.
ребенку-аутисту необходимо привить навыки бытового обслуживания, но эти дети не умеют подражать взрослым, поэтому необходимо выработать следующую последовательность действий:
1. Сначала родитель все делает сам и комментирует свои действия от своего лица и от лица ребенка: "Мы надеваем кофту,застегиваем пуговицы!"
2. Постепенно, когда ребенок научился делать это,взрослый может брать в свои руки руки ребенка и выполнять простые действия, родитель побуждает к самостоятельной деятельности ребенка, но только к той,которую тот уже обучился выполнять.
3. Ребенок действует по речевой инструкции (можно сделать книжку раскладушку, где нарисованы последовательные действия, например майка и трусы, затем штаны или юбка, потом кофта, тапочки и т.д. взрослый его подбадривает.
4.Принцип от простого к сложному следует соблюдать, а обучение требует постепенности. Схема действий должна быть одна и та же.
Детей-аутистов следует учить просить о помощи,например сказав: "Давай попросим, мама, дай конфету или игрушку. Покажем ручкой как мы просим-дай, конфету!" Если вещь запрещенная, то стоит твердо сказать: "НЕТ!"  и переключить внимание на другую вещь,деятельность.

Игра аутичного ребенка.

Игры аутичного ребенка будут иметь некоторые особенности, связано это с тем, что для аутистов привлекательна игра с механическими предметами, и они застревают на этапе изучения предметного мира. Если в норме обычные дети интересуются первоначально предметами, пробуют их на вкус, через тактильные ощущения, а потом переходят на мир социальных отношений, то ребенок -аутист не использует предметы по их функциональному назначению,а только сенсорно,то есть он не будет читать книгу,не станет забивать гвозди молотком,не  будет строить из кубиков города, для него главное манипулировать предметами, выделяя отдельные сенсорные свойства, например катание или верчение круглых предметов, перелистывание страниц книги. Для детей в норме к 5-6 годам уже осваивается сюжетно-ролевая игра, когда ребенок берет на себя разные социальные роли. Для детей с синдромом аутизма без специальной коррекционной работы освоение такой игры не возможно, так как они испытывают трудности в общении и особенно с детьми. В лучшем случае такие дети будут механистически бегать за обычными детьми.
Но есть ряд игр, в которые ребенок-аутист играет. Это стереотипная игра, сенсорная игра, игра с движениями ритмическими и тактильными.На основе этих игр и устанавливается контакт и взаимодействие  с ребенком.
Сенсорные игры.
Цель таких игр - дать ребенку новые ощущения: зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные, двигательные, вкусовые. В момент получения сенсорных ощущений ребенок получает удовольствие и радость от контакта с предметами.Это помогает создать эмоционально-положительный настрой у ребенка. Если вы разделите эти положительные эмоции с ребенком, то он сможет вам доверять и чувствовать с вами в безопасности.
Детям как обычным, так и с синдромом аутизма нравятся игры с водой. Вода дает терапевтический эффект. Приводим  несколько вариантов игр с водой.

1. Переливание воды.
Необходимы емкости разных размеров и форм: бутылочки,мисочки,кастрюльки. В одну наливается вода,а потом переливается.Сопровождать этот процесс можно словами: "буль-буль, потекла вода."
2.Фонтан.
Если подставить под струю воды пузырек с маленьким горлышком, то получится фонтан. Можно сказать: "ПШ-ш, какой получился фонтан. Ура!" Потом подставить пальчик под струю и побудить ребенка к действию.
3. Озеро.
Наполните таз водой и скажите ребенку, что это озеро, в котором плавают уточки. "Вот мама-утка, а вот и ее детки-утята! Кря-кря зовет их мама и детки плывут за ней а потом выходят на берег!"

Игры с ритмами.
Такие игры помогают двигательной активности, расторможенности речи.Игры предполагают топание ножками, хлопание, пение песенок, прыжки в определенном ритме. Взрослый читает стихотворение или поет песенку, сопровождая их движениями, принцип от простых движений. Взрослый побуждает своими действиями повторить ребенку те движения, которые ему понравились. Игры стоит многократно повторять. Чтобы ребенок лучше понимал смысл песенки или стихотворения, можно сопровождать текст игрушками или картинками. Приводим примеры некоторых песенок и стихотворений:
Антошка.

- Антошка,Антошка,
Пойдем копать картошку ( имитируем копание).
Дили-Дили!
Трали-вали! (задорно покачиваем головой).
Это мы не проходили!
Это нам не задавали!

Антошка! Антошка,
Сыграй нам на гармошке! ( имитируем игру на гармошке).

Дили,Дили!
Трали-вали! (задорно покачиваем головой).
Это мы не проходили!
Это нам не задавали!

Антошка,Антошка!
Готовь к обеду ложку! ( берем в руку ложку).

Дили-дили!
Трали-вали! (задорно покачиваем головой).
Это братцы, мне по силе!
Откажусь теперь едва ли!

Стихи для детей Агнии Барто.

1. Мячик.

Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик ( берем куклу,которая роняет мяч).
- Тише, Танечка, не плачь:
НЕ утонет в речке мяч! (Закрыв лицо руками изображаем плач, затем жалеем куклу, подаем ей мяч).

2. Самолет.

Самолет построим сами,
Понесемся над лесами.
Понесемся над лесами.
А потом вернемся к маме. (широко расствив руки в стороны, летаем по комнате,затем присаживаемся на стул).

3.Мишка.

Уронили мишку на пол. (роняем мишку)
Оторвали мишке лапу. (дергаем мишку за лапу)
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший. (берем мишку прижимаем к себе и гладим)

Игры с тактильными ощущениями.
Тактильные прикосновения для аутичного ребенка очень неприятны, поэтому стоит очень внимательно отслеживать, когда ребенок проявит инициативу, например, протянет руку и коснется части вашего лица, попросит снять одежду. При таком поведении возможно провести игры с тактильными прикосновениями.

Змейка.
Возьмите ленточку, скакалку или веревочку и делая колебательные движения, предложите ребенку поймать змейку. Можно сказать: "Уползает, уползает, змейка! Скорее догони ее! "Дайте возможность поймать ребенку змейку

Самолетики.
Покружите ребенка в воздухе - " Полетели, полетели!" - затем опустите на пол или стул - "Приземлились".

Задержка психического развития (ЗПР).
В дефектологии это название связано с задержкой в  развитии мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности от нормы. Ограничения в познавательной и эмоциональной сфере не дают ребенку возможности адаптироваться к социальным учреждениям, успешно освоить правила и получить знания. То, что ребенок не справляется с требованиями и задачами, поставленными программами обучения и воспитания, родители отчетливо замечают при поступлении ребенка в начальную школу, где необходимы уже сформированные навыки и знания для учебной деятельности. И у детей с задержкой психического развития наблюдаются слаборазвитая произвольная сфера (умение сосредотачиваться, переключать внимание, усидчивость, умение работать по образцу), отставание в интеллектуальной деятельности (умение сравнивать и обобщать, абстрагировать и классифицировать самостоятельно), трудности проявляются и в способности к звуковому и смысловому анализу речи, маленький словарный запас наблюдается. Поведение отклоняется от нормы тоже, можно наблюдать  повышенную возбудимость, импульсивность, агрессивность, конфликтность или скованность, тревожность, пугливость. В любом случае поведение характеризуется как дезадаптирующееся, ребенок не может без специальной помощи справиться с такими нарушениями. К сожалению, в настоящее время таких детей почти половина в наших учебных заведениях. Причинами ЗПР являются наследственность, патология беременности или родов, хронические заболевания у родителей, вредные привычки матери: курение, алкоголизм, наркомания, неполная семья, неблагоприятный психологический  климат в семье и в школе.
 Выделяют 4 типа ЗПР по клиническим данным Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, К.С. Лебединский.
- конституциональный.
- соматогенный.
- психогенный.
- церебрально-органический.
По диагностике Л.И. Переслени и Е.М. Мастюковой ЗПР можно классифицировать на 2 вида: доброкачественная, неспецифическая и специфическая. При доброкачественной задержке у ребенка нет повреждений мозга,  и при благоприятной внешней среде и терапевтических действий происходит компенсация. А вот специфическая задержка связана с повреждением мозговых структур и их функций. Дети с ЗПР разнообразны: одни отстают в интеллектуальной сфере, а другие в эмоционально-волевой. Задержка психического развития связана с минимальной мозговой дисфункцией.
Чаще всего ЗПР можно определить по характерным признакам - это недостаточно развитая тонкая моторика. Также отставание в речи, затруднение в воспроизведении звуков, нарушение функций активного внимания, рассеянность, ограниченный объем. Двигательная расторможенность, повышенная возбудимость, неусидчивость. (гиперактивность) тоже признаки задержки психического развития. У таких детей не сформированы функции самоконтроля, недостаточно развита память, сложно приспосабливаться к детскому коллективу, правилам и требованиям дошкольных и школьных учреждений. У детей нет достаточной интеграции деятельности всех отделов головного мозга, выражено и сенсомоторное нарушение, что хорошо видно в рисунках, когда дети не могут изобразить важные признаки предметов, например углы у треугольника или линии соединения углов, нарушаются и пропорции тела в рисунке человека. Отстает и развитие пространственных представлений в частях собственного тела.

 Некоторые практические задания для развития тонкой моторики и подготовки к письму.

На первом этапе учат копировать горизонтальные и вертикальные линии, следя за движениями руки глазами. Затем учат копировать круг, крест, квадрат, треугольник, ставить точки или рисовать круги между двумя горизонтальными линиями и следить глазами, рисование идет слева направо.
Хорошо перед рисованием подойдут упражнения с нанизыванием бус на леску, лепкой, рисование пальцем.
Для рисования по образцу использовать можно подсказу. Взрослый говорит: « Ты рисуешь лицо, а теперь нарисуй глаза». Сначала рисует взрослый, называя каждую деталь, которую он нарисовал, например, говорит: « Я иду по кругу и останавливаюсь, теперь ты пройдись по кругу и остановись». При необходимости взрослый кладет свою руку на руку ребенка и рисует вместе