Главная >> Подростки 
Подростки.
Первое с чего хотелось бы начать эту страничку, с  упоминаний авторов книг, написанных про подростков в достаточно откровенной, простой манере изложения, но принимающей и раскрывающей нам проблемы подростков, с точки зрения воспитания, обучения, просвещения. Эти книги известны как специалистам: психологам, семейным психотерапевтам, психоаналитикам, так и доступны для неспециалистов. Начну с книги Ф. Дольто  «На стороне подростка». Этот детский французский психоаналитик в своей книге достаточно толково и подробно рассказала о проблемах, с которыми сталкиваются сами подростки, их родители, учителя и специалисты, работающие с ними: социальные работники, психологи, психотерапевты, психоаналитики. Темы подростков раскрываются, с точки зрения не только психоаналитической, но и социальной, гражданской позиции автора, который приводит реальные и конкретные цифры ,связанные с суицидом, подростковыми правонарушениями, употреблением наркотиков, ранними сексуальными отношениями, родами. Следующая книга А. Айхорна « Трудный подросток». В ней рассказывается опыт общения и работы психоаналитика с несовершеннолетними правонарушителями.
Сложность подросткового периода заключается в двойственности, амбивалентности психических, физиологических процессов, через которые проходит ребенок. С одной стороны, он уже самостоятелен, многое умеет, знает, он почти взрослый, но с другой, может резко регрессировать( уход на ранние стадии развития) на уровень дошкольника, который не может понять, что ему нужно, когда, в каких объемах.

Психическое развитие подростка начинается с 11 лет и заканчивается в 21 год. За это период происходит становление взрослого мужчины и взрослой женщины. Связано конечно это с появлением вторичных половых признаков. С приходом первых месячных у девочек и началом эякуляции у мальчиков. Ну если это процесс физиологический, который заложен природой, то психологический закладывается отношениями между матерью и ребенком, в дальнейшем отцом и ребенком, той семейной системой, в которой воспитывается  подросток.

Прежде всего, в подростковом периоде, его начальном этапе (11-12 лет) происходят гормональные изменения, которые отмечает сам подросток, видя, как меняется  в первую очередь его тело. Появляются страхи по поводу телесных изменений, они  касаются и мальчиков, и девочек. Тело подростка развивается неравномерно, часто его сравнивают с гадким утенком по сравнению с прекрасными лебедями, сравнение справедливое, так как нет пропорциональности между частями: чего-то много, а чего-то не доросло. Долговязость, неуклюжесть подростка часто замечаемы со стороны, поэтому и есть страхи, что изменения тела приводят к неизлечимым заболеваниям или к опасным превращениям, например мальчика в девочку, если у молодого человека начинает набухать грудь. И конечно подростки стремятся часто не показывать свое обнаженное тело родителям, плохо ухаживают за ним, часто не моются, используя дезодоранты, чтобы отбить запах своего собственного тела.
Основная задача подростка справиться с изменениями, происходящими в его теле, приспособиться к своим сексуальным влечениям, найти новые способы взаимодействия с окружением и противоположным полом. Научиться пользоваться свободой и связывать  свои надо с нужно, уметь брать ответственность за себя и свои действия. В это период мальчики и девочки уже не играют мирно друг с другом, начинается разделение на мужские и женские игры, увлечения. Подражание кумирам, эксперименты с модой в одежде ,прическах, смена разных видов деятельности, отвязное поведение, грубые выражения, сленг, -все  эти вещи характерны в период от 13 до 15 лет. Подросток уже не стремиться находиться рядом в семье, он предпочитает одиночество и группу сверстников. Начинаются употребление запрещенных средств: курение, алкоголь, наркотики, правонарушения: побеги, уход из дома, воровство, кражи, драки. Идет поиск себя,  своего Я, своей идентичности. Резкие смены настроения, конфликты между подростком и родителями, взрослыми, проявление агрессивных и сексуальных импульсов- признаки данного периода. Наряду с этими признаками у подростка есть желание совершить переустройство мира, взорвать его, переделать по-своему, часто этим пользуются члены политических группировок, религиозных сект.

 Расцветом подросткового периода становится возраст 16-18 лет. Изменения телесные почти завершены, появилось осознание своей половой идентичности, процесс отделения от родителей идет дальше, если его не тормозят сознательно или бессознательно родители, появляется независимость эмоциональная, у некоторых и финансовая, сейчас многие подростки подрабатывают и имеют собственные деньги, идет активная социальная жизнь. В сексуальных отношениях период активной половой жизни, часто без  чувств, а как физиологическая разрядка. Основной задачей этого периода становится поиск новых объектов для удовлетворения эмоциональных и сексуальных потребностей. Отделение от родителей и сохранение дочерней, сыновней любви.

Окончание подросткового периода (19-21год). Все, что было неразрешено до этого возраста, в оптимальном варианте заканчивается, т.е. полностью формируется представление о себе, своем Я, ценностях, формируется ответственность за свои поступки, за себя. Появляется свой кодекс чести, моральные стандарты и требования, интегрируются агрессивные и сексуальные импульсы, психический аппарат стабилизируется, энергия равномерно распределяется между социальными потребностями, творческими, есть постановка жизненных целей и способов реализации их. Вырабатываются адекватные способы взаимодействия с окружающими людьми, саморегуляция и адаптация. В это период у молодых людей заканчивается обучение в средних и высших учебных заведениях, появляется работа и карьерный рост, финансовая и территориальная независимость от родителей.

 Физиологические показатели полового созревания у мальчиков и девочек.
 
У мальчиков
-10-12 лет- активизация предстательной железы, начало роста яичек и полового члена.
-11-13 лет- начало роста волос на лобке, незначительное увеличение грудных желез или появление уплотнений.
-13-14 лет- начало мутации голоса.
-15-16 лет- пигментация мошонки, начало эякуляции, созревание сперматозоидов.
-16-17 лет- начало оволосения на теле, лице, оволосение лобка.
-17-21 год- прекращение роста скелета.


У девочек
-9-10 лет- начало роста костей таза, увеличение ягодиц и сосков.
-10-11 лет- начало роста молочных желез, появление первых волос на лобке.
-12-13 лет- увеличение молочных желез, пигментация сосков.
-12,5-13,5 лет- наступление менструации (может быть и с 9 лет, как  индивидуальная особенность развития).
-13-14 лет- оволосение подмышечной впадины, угревая сыпь на лице
-15-17 лет-  установившийся менструальный цикл ( 11-12 может быть , как индивидуальная особенность развития).
-16-17 лет- прерывание роста скелета.