Главная >> первый год жизни
Взаимоотношения мать и ребенок.
Основу и фундамент психического здоровья ребенка, его отношений с важными объектами, с миром закладываются в первый год его жизни. Отношения младенца с матерью или лиц ее замещающих, качество этих взаимоотношений будут рассмотрены в данной статье, с точки зрения детских психоаналитиков: Рене Шпиц, Каролин Ильячеффа, Маргарет Малер, Питер Блос.
Появившись на свет, младенец не воспринимает стимулы мира, он не отличает своего Я от внешнего мира, все концентрируется на самом ребенке и его потребностях. Раздражители, которые ребенок испытывает из внешнего мира, могут восприниматься только, когда они очень интенсивны и превосходят барьер чувствительности. Тогда младенец яростно выражает свое неудовольствие в виде крика, телесных проявлений. Детский психоаналитик Рене Шпиц считать, что такую фазу возбуждения с признаками неудовольствия можно наблюдать у младенцев. Возбуждение новорожденного приводит к неудовольствию. Противоположность неудовольствию покой. Пока младенец не знает удовольствия, негативное возбуждение дает разрядку, получается, что при сильном возбуждении, повышается напряжение, которое должно получить немедленную разрядку. Из этого постепенно развивается психологическое функционирование. Установившись, психологическая функция подчиняется принципу удовольствия-неудовольствия, пока принцип удовольствия не уступит место ( не полностью) принципу реальности. Неспособность младенца воспринимать окружающую среду сохраняется несколько недель. К началу 2 месяца младенец выделяется из внешних вещей мира. Возникает эта реакция в часы кормления, во время голода. Через 2-3 недели ребенок замечает лицо человека и начинает следить за его перемещениями. Человеческое лицо у ребенка начинает ассоциироваться с избавлением от неудовольствия и с ощущением удовольствия. При естественном вскармливании ребенок не отводит глаз от лица матери, пока не засыпает. У искусственников взгляд бывает не таким устойчивым и надежно фиксированным.
Лицо взрослого ребенок видит не только во время кормления, он видит его и во время купания, перепеленывания, именно лицо становится зрительным раздражителем, с которым ребенок сталкивается в первые месяцы жизни. Можно сказать, что лицо оставляет след в памяти младенца в качестве первого сигнала о присутствии того, кто удовлетворяет его потребности. На третьем месяце жизни ребенок реагирует на лицо взрослого улыбкой, если оно двигается, предстает в анфас, чтобы младенец видел оба глаза. Реакция улыбки возникает в развитии ребенка в возрасте от 2 до 6 месяцев. Дети в возрасте с 3 по 6 месяц перестают улыбаться, если улыбка исходит от незнакомца. Получается, что в возрасте до 2 месяцев дети не реагируют улыбкой на человека, достигнув 6 месяцев, улыбаются матери и друзьям, но не улыбаются посторонним. Но улыбка на 3 месяце не является показателем истинных объектных отношений. Ребенок реагирует на знак, т.е. на образ, состоящий изо лба, глаза и носа, находящихся в движении. В 3-х месячном возрасте ребенок не способен еще распознавать лицо человека в профиль, так как воспринимает лишь знак-образ, состоящий изо лба, глаза, носа. Человеческое лицо можно заменить маской, разрисованным шариком и младенец от 3 до 6 месяцев будет улыбаться. Главное в знаке-образе являются глаза, но механическая маска не заменит человеческого лица. Взаимоотношения создают в развитии ребенка переживания, где главную роль играют аффекты. Потребность младенца в еде, тепле вызывают у него аффекты, которые вызывают ответную реакцию у матери и соответствующее поведение у матери. Отношения с куклой у младенца могут быть лишь односторонними, а не диадическими. Лишь в диаде: мать-дитя могут устанавливаться связи между ребенком и матерью. Если мать дает ребенку то, в чем он нуждается, то ребенок дает матери то, в чем она нуждается. В отношениях матери и ребенка зависимость ребенка от матери в первую очередь обусловлена необходимостью физической близости и регулярного внимания. Отношения взаимозависимости необходимы для ребенка, чтобы выжить, а для матери, чтобы получить чувство компетентности и удовлетворения. Мать становится объектом, который предоставляет физическую и эмоциональную заботу и который является источником благополучия. Позже ребенок научится определять, где его Я и Ты (его мать). Он сможет дифференцировать Я и Ты.
Само присутствие матери является стимулом, который вызывает реакцию младенца. В течение первого года жизни переживания и действия влияют на различные стороны личности младенца. Младенец испытывает удовольствие, когда происходит разрядка его интенсивных влечений в форме действия. Освободив руки и ноги младенца от пленок можно наблюдать восторг, удовольствие, которые он испытывает, особенно если в этом принимает участие мать.
С каждой неделей ребенок направляет все действия, стремления к матери. Ребенок повторяет успешное действие, не только увеличив удовольствие, но и, в конечном счете, получая навык, опыт овладения этим действием. Он может отказаться от действий, которые приводят постоянно к неудаче. Таким образом, младенец учится. Путем проб и ошибок, которые мать поощряет или не поощряет. Мать поддерживает действия ребенка, которые ей приятны. При подлинном нежном материнском отношении, она будет рада любым действиям малыша. Чувства матери, ее удовольствие, ее сознательные и бессознательные действия помогают разнообразным действиям ее ребенка. Младенец получает поддержку своей деятельности скорее благодаря бессознательным установкам матери. Эти бессознательные установки исходят из двух источников: требования матери и ее притязания. Требования матери - это тот контроль за ребенком, который предполагает ограничительное влияние, а притязания - это поддержка, поощрения, которые мать оказывает ребенку. Контроль и помощь необходимы для развития ребенка, но в каком они будут соотношении, зависит от врожденных свойств личности ребенка. Контроль и помощь, которые предоставляют из внешнего окружения, помогают развивать ему собственные способы контроля, которые затем переходят в защитные механизмы. Механизмы контроля и защиты необходимые условия, чтобы социализировать ребенка. Но достаточно хорошая мать не представляет крайности в психической жизни ребенка. Деление на контроль и помощь не являются жестким и строгим, однако существуют матери с отклонениями в личности, которые могут оказать патологическое влияние на развитие детей.
Нормальные и хорошие отношения между матерью и ребенком представляют взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга. Но контроль, борьба, тревога матери по поводу детского поведения, желаний и фантазий необходимо преодолеть ребенку, чтобы быть принятым обществом. Наблюдение за действиями ребенка вызывают напряжение у взрослых, с точки зрения норм, правил поведения в обществе, сели ребенок проявляет свободу в выражении своих инстинктивных влечений, так как такой путь для взрослого запретен и опасен.
Мать осуществляет контроль в связи и с соблазнами, которые ей предлагает ребенок. Часто можно увидеть подобный контроль, который проявляется в постоянной озабоченности по поводу опасностей, подстерегающих дитя. Формы могут быть разными: словесные, невербальные, гиперопека, когда мать оправдывает свои действия, контроль утверждением: « Все для блага ребенка». Начинается это с борьбы против сосания пальца, достигает пика в моменты мастурбации ребенка. Появляются разнообразные устрашающие действия, которые пытаются отсрочить начало половых отношений.
Коммуникация в диаде: мать и ребенок.
Отношения в диаде являются очень специфическими, которые изолируются от внешенго мира и поддерживаются сильными узами, которые можно назвать « эгоизмом двоих». В отношениях между матерью и ребенком есть и материнская интуиция, и ум, и опыт, ясновидение, помогающие матери распознавать нужны ребенка. Примером может служить то обстоятельство, когда мать спит при грохоте поездов, но стоит пискнуть младенцу, она мгновенно реагирует на это слабый звук. Младенец тоже способен улавливать настроение матери, ее осознанные и бессознательные желания. Ребенок изменяется в соответствии с желаниями матери, но сначала он должен их постигнуть. Когда он их постигает, образуется коммуникативный канал между ним и матерью. Их коммуникация происходит на до словесной стадии развития младенца. Это общение хорошо проявляется в первые полгода и даже до конца первого года. Основано оно на тех же средствах, что и у животных. Общение идет непрерывно, хотя мать об этом не всегда знает. Такая коммуникация создает постоянное напряжение, формирующее психику младенца. Это напряжение не приносит неприятного действия для ребенка. Сознательно и бессознательно мать и ребенок воспринимают аффекты друг друга. Аффекты сохраняют главную роль в первый год жизни. После того, как ребенок стал способен воспринимать человеческое лицо и устойчиво реагировать на него, потребуется еще 2 месяца на то, чтобы он научился узнавать бутылочку.
Самым необходимым условием является установление отношений ребенок-партнер-человек, на них будут основываться социальные связи. С этого начинается процесс превращения младенца в человека, в социальное существо.
Аффекты удовольствия возникают в первые 3 месяца, показателем является реакция улыбки. Неудовольствие следует параллельно. Начиная с 4 месяцев ребенок, выражает неудовольствие, когда человек-партнер его покидает. К 6 месяцам улыбка и неудовольствие становятся более распространенными на разные раздражители, вещи. Младенец будет плакать не только, когда человек, игравший с ним, уйдет, но и когда у него отнимают игрушку. С 6 месяцев ребенок может уже выделять любимую игрушку среди остальных вещей.
Реакция улыбки – это аффективный признак ожидаемого удовлетворения потребностей, показатель разрядки напряжения. Плач- признак напряжения. Эти два переживания, удовольствия и неудовольствия, являются главными аффектами переживания раннего детства. Они постоянно повторяются помногу раз за день. Удовольствие и неудовольствие играют одинаковую роль в образовании психического аппарата и личности. Фрустрация предполагается самой природой, например, в виде голода, жажды, которые вынуждают ребенка к активности, к поиску и поглощению пищи, вместо пассивного приема через пуповину. Важным моментом является отнятие от груди, которое требует от ребенка большей автономии, самостоятельности.
Воспитывать не означает оберегать ребенка от фрустраций, хотя родители и чувствуют себя виноватыми, когда не могут уберечь от этих фрустраций. Их тревожит, скорее всего не благополучие ребенка, сколько желание избежать чувства вины. Без определенной меры фрустрации, которая соответствуют возрасту, невозможно удовлетворительное развитие Я. Сталкиваясь с постоянной фрустрацией, ребенок достигает большей самостоятельности в течение первых 6 месяцев, становится более активным в своих отношениях с миром.
Основу и фундамент психического здоровья ребенка, его отношений с важными объектами, с миром закладываются в первый год его жизни. Отношения младенца с матерью или лиц ее замещающих, качество этих взаимоотношений будут рассмотрены в данной статье, с точки зрения детских психоаналитиков: Рене Шпиц, Каролин Ильячеффа, Маргарет Малер, Питер Блос.
Появившись на свет, младенец не воспринимает стимулы мира, он не отличает своего Я от внешнего мира, все концентрируется на самом ребенке и его потребностях. Раздражители, которые ребенок испытывает из внешнего мира, могут восприниматься только, когда они очень интенсивны и превосходят барьер чувствительности. Тогда младенец яростно выражает свое неудовольствие в виде крика, телесных проявлений. Детский психоаналитик Рене Шпиц считать, что такую фазу возбуждения с признаками неудовольствия можно наблюдать у младенцев. Возбуждение новорожденного приводит к неудовольствию. Противоположность неудовольствию покой. Пока младенец не знает удовольствия, негативное возбуждение дает разрядку, получается, что при сильном возбуждении, повышается напряжение, которое должно получить немедленную разрядку. Из этого постепенно развивается психологическое функционирование. Установившись, психологическая функция подчиняется принципу удовольствия-неудовольствия, пока принцип удовольствия не уступит место ( не полностью) принципу реальности. Неспособность младенца воспринимать окружающую среду сохраняется несколько недель. К началу 2 месяца младенец выделяется из внешних вещей мира. Возникает эта реакция в часы кормления, во время голода. Через 2-3 недели ребенок замечает лицо человека и начинает следить за его перемещениями. Человеческое лицо у ребенка начинает ассоциироваться с избавлением от неудовольствия и с ощущением удовольствия. При естественном вскармливании ребенок не отводит глаз от лица матери, пока не засыпает. У искусственников взгляд бывает не таким устойчивым и надежно фиксированным.
Лицо взрослого ребенок видит не только во время кормления, он видит его и во время купания, перепеленывания, именно лицо становится зрительным раздражителем, с которым ребенок сталкивается в первые месяцы жизни. Можно сказать, что лицо оставляет след в памяти младенца в качестве первого сигнала о присутствии того, кто удовлетворяет его потребности. На третьем месяце жизни ребенок реагирует на лицо взрослого улыбкой, если оно двигается, предстает в анфас, чтобы младенец видел оба глаза. Реакция улыбки возникает в развитии ребенка в возрасте от 2 до 6 месяцев. Дети в возрасте с 3 по 6 месяц перестают улыбаться, если улыбка исходит от незнакомца. Получается, что в возрасте до 2 месяцев дети не реагируют улыбкой на человека, достигнув 6 месяцев, улыбаются матери и друзьям, но не улыбаются посторонним. Но улыбка на 3 месяце не является показателем истинных объектных отношений. Ребенок реагирует на знак, т.е. на образ, состоящий изо лба, глаза и носа, находящихся в движении. В 3-х месячном возрасте ребенок не способен еще распознавать лицо человека в профиль, так как воспринимает лишь знак-образ, состоящий изо лба, глаза, носа. Человеческое лицо можно заменить маской, разрисованным шариком и младенец от 3 до 6 месяцев будет улыбаться. Главное в знаке-образе являются глаза, но механическая маска не заменит человеческого лица. Взаимоотношения создают в развитии ребенка переживания, где главную роль играют аффекты. Потребность младенца в еде, тепле вызывают у него аффекты, которые вызывают ответную реакцию у матери и соответствующее поведение у матери. Отношения с куклой у младенца могут быть лишь односторонними, а не диадическими. Лишь в диаде: мать-дитя могут устанавливаться связи между ребенком и матерью. Если мать дает ребенку то, в чем он нуждается, то ребенок дает матери то, в чем она нуждается. В отношениях матери и ребенка зависимость ребенка от матери в первую очередь обусловлена необходимостью физической близости и регулярного внимания. Отношения взаимозависимости необходимы для ребенка, чтобы выжить, а для матери, чтобы получить чувство компетентности и удовлетворения. Мать становится объектом, который предоставляет физическую и эмоциональную заботу и который является источником благополучия. Позже ребенок научится определять, где его Я и Ты (его мать). Он сможет дифференцировать Я и Ты.
Само присутствие матери является стимулом, который вызывает реакцию младенца. В течение первого года жизни переживания и действия влияют на различные стороны личности младенца. Младенец испытывает удовольствие, когда происходит разрядка его интенсивных влечений в форме действия. Освободив руки и ноги младенца от пленок можно наблюдать восторг, удовольствие, которые он испытывает, особенно если в этом принимает участие мать.
С каждой неделей ребенок направляет все действия, стремления к матери. Ребенок повторяет успешное действие, не только увеличив удовольствие, но и, в конечном счете, получая навык, опыт овладения этим действием. Он может отказаться от действий, которые приводят постоянно к неудаче. Таким образом, младенец учится. Путем проб и ошибок, которые мать поощряет или не поощряет. Мать поддерживает действия ребенка, которые ей приятны. При подлинном нежном материнском отношении, она будет рада любым действиям малыша. Чувства матери, ее удовольствие, ее сознательные и бессознательные действия помогают разнообразным действиям ее ребенка. Младенец получает поддержку своей деятельности скорее благодаря бессознательным установкам матери. Эти бессознательные установки исходят из двух источников: требования матери и ее притязания. Требования матери - это тот контроль за ребенком, который предполагает ограничительное влияние, а притязания - это поддержка, поощрения, которые мать оказывает ребенку. Контроль и помощь необходимы для развития ребенка, но в каком они будут соотношении, зависит от врожденных свойств личности ребенка. Контроль и помощь, которые предоставляют из внешнего окружения, помогают развивать ему собственные способы контроля, которые затем переходят в защитные механизмы. Механизмы контроля и защиты необходимые условия, чтобы социализировать ребенка. Но достаточно хорошая мать не представляет крайности в психической жизни ребенка. Деление на контроль и помощь не являются жестким и строгим, однако существуют матери с отклонениями в личности, которые могут оказать патологическое влияние на развитие детей.
Нормальные и хорошие отношения между матерью и ребенком представляют взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга. Но контроль, борьба, тревога матери по поводу детского поведения, желаний и фантазий необходимо преодолеть ребенку, чтобы быть принятым обществом. Наблюдение за действиями ребенка вызывают напряжение у взрослых, с точки зрения норм, правил поведения в обществе, сели ребенок проявляет свободу в выражении своих инстинктивных влечений, так как такой путь для взрослого запретен и опасен.
Мать осуществляет контроль в связи и с соблазнами, которые ей предлагает ребенок. Часто можно увидеть подобный контроль, который проявляется в постоянной озабоченности по поводу опасностей, подстерегающих дитя. Формы могут быть разными: словесные, невербальные, гиперопека, когда мать оправдывает свои действия, контроль утверждением: « Все для блага ребенка». Начинается это с борьбы против сосания пальца, достигает пика в моменты мастурбации ребенка. Появляются разнообразные устрашающие действия, которые пытаются отсрочить начало половых отношений.
Коммуникация в диаде: мать и ребенок.
Отношения в диаде являются очень специфическими, которые изолируются от внешенго мира и поддерживаются сильными узами, которые можно назвать « эгоизмом двоих». В отношениях между матерью и ребенком есть и материнская интуиция, и ум, и опыт, ясновидение, помогающие матери распознавать нужны ребенка. Примером может служить то обстоятельство, когда мать спит при грохоте поездов, но стоит пискнуть младенцу, она мгновенно реагирует на это слабый звук. Младенец тоже способен улавливать настроение матери, ее осознанные и бессознательные желания. Ребенок изменяется в соответствии с желаниями матери, но сначала он должен их постигнуть. Когда он их постигает, образуется коммуникативный канал между ним и матерью. Их коммуникация происходит на до словесной стадии развития младенца. Это общение хорошо проявляется в первые полгода и даже до конца первого года. Основано оно на тех же средствах, что и у животных. Общение идет непрерывно, хотя мать об этом не всегда знает. Такая коммуникация создает постоянное напряжение, формирующее психику младенца. Это напряжение не приносит неприятного действия для ребенка. Сознательно и бессознательно мать и ребенок воспринимают аффекты друг друга. Аффекты сохраняют главную роль в первый год жизни. После того, как ребенок стал способен воспринимать человеческое лицо и устойчиво реагировать на него, потребуется еще 2 месяца на то, чтобы он научился узнавать бутылочку.
Самым необходимым условием является установление отношений ребенок-партнер-человек, на них будут основываться социальные связи. С этого начинается процесс превращения младенца в человека, в социальное существо.
Аффекты удовольствия возникают в первые 3 месяца, показателем является реакция улыбки. Неудовольствие следует параллельно. Начиная с 4 месяцев ребенок, выражает неудовольствие, когда человек-партнер его покидает. К 6 месяцам улыбка и неудовольствие становятся более распространенными на разные раздражители, вещи. Младенец будет плакать не только, когда человек, игравший с ним, уйдет, но и когда у него отнимают игрушку. С 6 месяцев ребенок может уже выделять любимую игрушку среди остальных вещей.
Реакция улыбки – это аффективный признак ожидаемого удовлетворения потребностей, показатель разрядки напряжения. Плач- признак напряжения. Эти два переживания, удовольствия и неудовольствия, являются главными аффектами переживания раннего детства. Они постоянно повторяются помногу раз за день. Удовольствие и неудовольствие играют одинаковую роль в образовании психического аппарата и личности. Фрустрация предполагается самой природой, например, в виде голода, жажды, которые вынуждают ребенка к активности, к поиску и поглощению пищи, вместо пассивного приема через пуповину. Важным моментом является отнятие от груди, которое требует от ребенка большей автономии, самостоятельности.
Воспитывать не означает оберегать ребенка от фрустраций, хотя родители и чувствуют себя виноватыми, когда не могут уберечь от этих фрустраций. Их тревожит, скорее всего не благополучие ребенка, сколько желание избежать чувства вины. Без определенной меры фрустрации, которая соответствуют возрасту, невозможно удовлетворительное развитие Я. Сталкиваясь с постоянной фрустрацией, ребенок достигает большей самостоятельности в течение первых 6 месяцев, становится более активным в своих отношениях с миром.