Главная >> Для родителей >> Сексуальное воспитание детей 
Впервые вопрос о детской сексуальности затронул австрийский врач, создатель психоанализа Зигмунд Фрейд. В своей работе о детской сексуальности (1905) он описал стадии психосексуального развития детей от самого рождения до полового созревания. Фрейд говорил об эрогенных зонах, которые приносят удовольствие. В каждом возрастном периоде  происходит фиксация либидо ( сексуальное влечение, энергия)  и ее разрядка. Поэтому определенные части тела, на которых фиксируется либидо,  играют важную роль для  той или иной стадии психосексуального развития. В первый год такой зоной является рот ( оральная стадия), с полутора лет до трех это анус ( анальная стадия ,с трех до пяти это гениталии (фаллическая стадия), с шести до одиннадцати скрытый характер (латентная стадия), с одиннадцати до восемнадцати это сформированный генитальный аппарат ( генитальная стадия). Продолжателями идей Фрейда о психосексуальном развитии стали Мелани Кляйн,  Шандор Ференци, Француаза Дольто. В данной статье будут освещены современные теории относительно сексуального воспитания детей. Современные психоаналитики, психологии, сексопатологи говорят о том, что сексуальность не появляется тогда, когда уже сформирован генитальный аппарат, она начинает развиваться не только на физиологическом уровне, но и на психологическом с самого рождения ребенка. Но низкая информированность родителей о стадиях психосексуального развития детей, активное отвержение такой точки зрения, уничтожение программ по этике и психологии семейной жизни в школах привели к сильным искажениям в  современном обществе, когда сексуальность сводят к чисто половому акту, без нормального воспитания сексуальной идентичности, которая включает эмоциональный, поведенческий, телесный, познавательный компоненты. Они необходимы для принятия гендерной идентичности ( кто я – мужчина, женщина), оценке понятий мужественности и женственности.
Сексуальность вбирает в себя потребности в эмоциональном контакте, сочувствии, взаимопонимании, любви, фантазиях эротических. Поэтому в  сексуальное воспитание ребенка должны входить социальное, духовное, эмоциональное, физическое, интеллектуальное развитие. Все эти виды развития нужно начинать с самого рождения и сочетать друг с другом.
Обучение сексуального воспитания происходит как на вербальном,  так и невербальном уровне. Через слова, наставления, мимику, жесты ребенок начинает свое развитие и формирование как человек, как  личность. Но если эти два уровня противоречат друг другу, то получается двойное послание и двойной стандарт. Неискренние ответы родителей на вопросы детей о сексуальных отношениях отрицательно влияют на развитие сексуальной сферы ребенка. Недоверяя родителям, дети добывают информацию из других источников и часто антисоциальных, формирующих примитивные и вульгарные представления о сексуальности. Причины примитивизма и вульгарного представления о сексуальности идут из:
1.    Отказ родителей и взрослых отвечать на сексуальные вопросы, или порицать и аппелировать к чувству стыда ребенка.
2.    Культурная и сексуальная революция, которая осложняет формирование сексуальной идентичности.
Появляются однополые браки, сексуальные меньшинства, изменяются четкие границы и определения  понятий мужское-женское, путаются роли мужчин и женщин.
Дети не обучаются адекватному выражению интимных мыслей, чувств, переживаний на вербальном и невербальном уровнях. Выявлено, что в современном обществе в сексуальных отношениях молодых людей преобладает физическое развитие. Общество фиксирует мужчин на совершении сексуального акта, как главной цели в реализации потенции, а женщин на привлекательности тела, как инструменте сексуального соблазнения. Молодые пары с таким представлением о сексуальной привлекательности обедняют  свои чувства и переживания. Им не о чем говорить после свершения сексуального акта. Жизнь сводится к погоне за количеством половых партнеров и оргазма.
Распространяются понятия, что « нормальный» мужчина постоянно готов к сексу и не упустит любую возможность  к сексуальному акту, а женщины не считают сейчас невинность сокровищем. Многие пары сознательно заводят для сексуального разнообразия  любовников и любовниц, появились и парные сексуальные отношения - свинг. Контролируется и процесс деторождения, а секс уже не предназначен только для продолжения рода, а чаще для получения разнообразных форм сексуального удовольствия. Сексуальность сводится к половому акту, к разнообразным ритуалам для продления оргазма. В сексуальности  отсутствуют эмоциональное и духовное начало, которое необходимо для развития гармоничной и взрослой личности. Возможно, поэтому многие женщины живут чувствами сериальных героев, мужчины сбегают и отклоняются от сексуальных отношений, заменяя их пивом и баней с друзьями или спортивными матчами по телевизору, есть и постоянно работающие – трудоголики, среди молодых людей практикуется виртуальные сексуальные отношения. Глянцевые журналы, реклама чудо-препаратов, увеличивающих потенцию, услуги пластических хирургов, увеличивающих половые члены, грудь, телевизионные проекты: « Дом», « Поцелуй  на вылет» оказывают влияние на сексуальное воображение. Эта информация интериоризуется( процесс преобразования межличностного во внутриличностное) в психике на глубинном бессознательном уровне и формирует нереальные ожидания, оценки.
Адекватное сексуальное воспитание детей происходит и формируется родителями., их отношением друг к другу, к ребенку, его чувствам, телу. Необходимы,  прежде всего эмоциональные  и телесные контакты  родителей и детей, чтобы развить глубокие чувства привязанности и доверия. Важным моментом является в воспитании отношение родителей к телу ребенка. Грубые вмешательства и наказания  ребенка за притрагивание к своим гениталиям, мастурбации приводят к реакциям протеста или повышенному интересу к « запретному плоду» и высокому уровню тревоги и страха за свои гениталии и сексуальные желания.
 Ребенку, который задает вопросы, касающиеся сексуальности, нужно уметь отвечать и не бояться. Часто родители относятся к таким вопросам как к чему-то греховному и грязному. Такое понимание формирует у детей комплексы, задерживающие нормальное сексуальное развитие. Не стоит подменять сексуальное воспитание изложением анатомического и физиологического зачатия, деторождения. Фиксация на этом сопровождается стыдом или страхом попасть в неловкое положение. Не стоит закладывать и мифологические представления, например миф о зле. Такое воспитание формирует комплекс неполноценности, серьезные сексуальные нарушения. Миф о зле несет представление ребенку о его теле, физических желаниях, как о порочных. Это воспитывает у ребенка чувство вины, которое способно лишить человека естественных способностей проявлять эмоции и желания. Дети, воспитанные в мифе о зле имеют привычку видеть что-то порочное, нечистое в нормальных сексуальных отношениях. Часто воспитание в духе мифа о зле сочетается с гиперопекой родителей, которые контролируют тело, мысли, чувства ребенка. Они говорят: « Об этом ты узнаешь, когда станешь взрослым: женишься или выйдешь замуж, а пока тебе рано думать об этом». У подростков подобное воспитание вызывает протест, который проявляется в девиантном поведении: побеги из дома, употребление наркотиков ,алкоголя, беспорядочные половые отношения, татуировки и суицидальные попытки.
Алиса Миллер в своей книге « Для вашего собственного добра"сгруппировала родительские правила, назвав их «ядовитой педагогикой». Она выразила мысль, что детей считают хорошими, если они ведут себя, чувствуют и думают так, как требуют от них взрослые.
Для того чтобы понять правильно ли строится сексуальное воспитание ваших детей, родителям полезно ответить на следующие вопросы:
1.Признаю ли я, что мой ребенок имеет право на личную жизнь или я настаиваю на полном контроле его мыслей, чувств, действий?
2.В какой степени я ограничиваю свободу выбора моего ребенка ( проведение свободного времени, выбор друзей, просмотр определенных телепрограмм)?
3.Оказываю ли я поддержку моему ребенку в отстаивании его интересов и прав перед другими людьми?
4.Знаю ли я его точку зрения?
5.Всегда ли я стараюсь быть правой в спорах с ребенком и доказывать свою правоту?
6.Проявляю ли я в воспитании гиперопеку?
7.Разрешаю ли я ребенку свободно выражать свои чувства?
8.Являются ли мои требования всегда реалистичными?
9.Развиваю ли я у ребенка чувство уважения к себе и к другим людям?
Данный материал основан на книге « Сексуальность в постсовременном мире». Авторы: Ц.П.Короленко, Н.В. Дмитриева.


Хотелось бы предложить родителям и педагогам  размышления французского психоаналитика Француазы Дольто,  по поводу психологической точки зрения на сексуальный вопрос.
В своих лекциях по сексуальному воспитанию Ф. Дольто раскрывает тему о сексуальном воспитании детей и как этот вопрос решают на общественном, социальном уровне страны.
Дольто точно указывает на взаимосвязь между сексуальным воспитанием и социальной адаптацией, психологической зрелости.
Не секрет, что благополучие в семье определяется такими составляющими, как удовлетворение инстинктов, нравственности и социального согласия. Но в современном обществе все чаще примеров неполных семей, правонарушений, неверности, пьянства, проституции, брошенных детей, употребление наркотиков, абортов. Все эти нарушения связаны с нарушениями генитального сексуального поведения или нарушениями сфер чувств по отношению к сексуальным  объектам. Начало такого дезадаптационного поведения у некоторых связано с моментами первых контактов со взрослой жизнью, у других еще в детстве с нарушений в характере или плохой адаптации к школе, обществу. Причиной является неблагоприятная установка окружения, полное отсутствие уважения к личности ребенка, которого родители используют для удовлетворения собственных амбиций, решения собственных внутренних конфликтов, находясь во власти невежества, безрассудства.
 Чаще всего речь идет о нехватке специального сексуального воспитаиия, воспитания взрослой сексуальности. Ф. Дольто четко пишет, что сексуальное поведенеие родителей является причиной их неадаптированности. Французский психоаналитик прослеживает конфликт между индивидуальным стремлением к удовольствию и требованиям общества.
Потребности отдельно взятого индивида берут начало в инстинктивном удовольствии и самосохранении. Они приводят к соперничеству между мужчиной и женщиной, женщиной и женщиной,  между личными и социальными  потребностями, интересами, сексуальностью, и жизнью в обществе.
Человек находит компромисс между животным инстинктом и жизнью в социуме. Интеллект и сфера чувств позволяют ослабить и отвлечь от силы его инстинктов. Встроенный защитный механизм психики позволяет эгоистические влечения использовать в видах деятельности, чтобы обслуживать интересы  общества, давая индивиду компенсаторное удовольствие. Индивид может адаптироваться к социальным нормам и законам с минимальными страданиями, если воспитание дает ему средства обратить инстинкты в разные виды деятельности, имеющие общественную пользу.
Адаптирование к моральным и социальным условиям общества дает индивиду возможность обеспечить продолжение рода и свое сохранение жизни. И общество нуждается в плодовитости индивида. Таким образом, воспитание всегда есть воспитание сексуальное.
Сексуальное воспитание должно пониматься как воспитание поведения мужчины по отношению к женщине и наоборот.
В обществе есть генитальное поведение между индивидуумами, но нет адаптированности сексуальности к социальным и нравственным законам. Поэтому мы получаем безразличие, разводы, измены, правонарушения, преступления, проституция и т.д. Чтобы избежать эти нравственные страдания необходимо сексуальное воспитание, которое имеет цель формировать характер мальчика и девочки, учить чувственному и аффективному поведению, соответствующему их индивидуальным потребностям и требованиям нашего общества.
С точки зрения Ф. Дольто, в этом могут помочь открытия психоанализа.
Законы принуждения против абортов, разводов не могут повлиять на нравственный уровень индивида. Такие законы и программы улучшения нравов, усматриваемого законом принуждения, только прячут беду, так как невозможно сохранить брак супругов ,которые сохранили ребенка по закону принуждения, но не хотели его появления на свет и не способны его нормально воспитывать, создать атмосферу тепла и любви. Чтобы создать благополучие в семье, не помогут материальные поощрения, необходима моральная помощь и моральное образование молодых людей, воспитание детей, рациональное сексуальное воспитание в подростковом возрасте, основанное на уважении человеческой природы, знаний и использовании психоаффективных механизмов человеческого сердца.
 Ф. Дольто читала лекции для юношей от 17 до 23 лет и пришла к законному заключению, что в этом направлении должны работать врачи, социологи, воспитатели, экономисты, законодатели, психологи.
С образовательной точки зрения, детям стоит давать уточнения о сексуальных органах индивида другого пола, в подростковом периоде об их функционировании и о различных физиологических феноменах сладострастия у мужчин и женщин. Преподавать условия риска зачатия. С моральной точки зрения, объяснить, что физическое обладание без нравственной ценности не  является настоящим сексуальным воспитанием. Необходимо воспитывать моральную ответственность, привить уважение к зачатию, которое должно быть желаемым со стороны женщины и моральной и материальной поддержке со стороны мужчины.
Задачей воспитателей  является пробуждение в молодых людях желание к жизни чувств в согласии с их сексуальной жизнью; подготовить мужчину быть спутником женщины, а не чужим союзником, но а девушкам  вкус и средства выполнять работу матери семейства и согласовывать без стыда роли любовницы и матери. В этом позитивный смысл работы сексуального воспитания.

«Сексуальные, но еще не взрослые. Что делать родителям?» Книгу с таким названием написали известный педагог Д.Левин и психолог Дж. Килборн. Они смогли рассказать родителям об особенностях темы сексуального воспитания детей, в условиях современной очень сексуализированной поп-культуре, которая влияет на модели поведения детей и сексуализирует еще несформировавшееся мировоззрение наших детей.
Современные дети  с ранних лет подвергаются воздействию поп-культуры, которая насыщена эротическими рекламами, игрушками, фильмами. Часто от воспитателей, учителей и родителей можно услышать истории, о том, как дети играют в дочки-матери, изображая половые сцены, где есть оральный секс или сцены насилия, которые они видели в фильмах, компьютерных играх. Копируя персонажей, дети  обмениваются неприличными репликами, знаками, не понимая их смысла. Гендерные роли расплываются и понятия : женственности, мужественности сводится к образу у мальчиков: сильного мачо, который «клеит», «снимает девушку», а у девочек - внешней привлекательности и сексапильности. То есть и те и другие являются лишь объектами, которые должны соответствовать определенному шаблону, который навязывается поп-культурой.
Дети усваивают, что главное в отношениях ни дружба, ни любовь, которые связаны с привязанностью, ответственностью, а секс и насилие, основанное на модной одежде и внешней привлекательности. Под влиянием поп-культуры и рекламы девочки  и мальчики уделяют повышенное внимание внешности, стараясь выглядеть как можно более сексуально привлекательными и интересоваться противоположным полом еще задолго до своего внутреннего полового созревания. Нет ничего плохого, что дети интересуются взаимоотношениями между полами еще до своего полового созревания и проявляют любопытство к сексуальной стороне жизни, но вредно и травматично, когда идет сексуализация детства, которая отрицательно сказывается на понимании роли полов, полового воспитания и взаимоотношений между людьми. Стоит определиться с понятием « сексуализация». Не стоит его смешивать с понятиями: « секс» и « сексуальность». Сексуализация означает восприятие другого человека (самого себя) как « объект сексуального желания, неодушевленный предмет, не имеющий собственных чувств, желаний». Но дети получают опыт ненормальный скорее, а сексуализированный. Они пытаются понять и усвоить то, что они видят и слышат от родителей, СМИ, но часто запутываются и боятся. Это может повлиять на способность во взрослом возрасте правильно относиться к своему телу и строить полноценные отношения с партнером. Крайними случаями сексуализации являются сексуальные патологии, например, проституция, педофилия.  Сексуализированная среда косвенно поощряет ситуацию, когда на ребенка смотрят как на сексуальный объект. Необходимо противостоять  влиянию такой среды. Возможно, те рекомендации, которые авторы книги дают родителям,  воспитателям, учителям, взрослым помогут детям найти верный и безопасный путь. Заботливым родителям важно отдавать себе отчет, что в жизни их детей много связано с проблемами пола и сексуальности.
Как сделать, чтобы сексуальное развитие детей шло правильно.
 
Дети мыслят не так,  как взрослые, поэтому важно понять, что испытывают ваши дети.
  1. Сексуальное развитие начинается рано, интерес к своему телу, его частям, к функциям этих частей, вопросы, связанные с появлением на свет – это важные аспекты сексуального развития на раннем этапе.
  2. Информацию о сексе дети берут из окружающей их среды.
  3. Знания о сексе, сексуальности накапливаются постепенно. В раннем возрасте дети открывают для себя части своего тела, отдельные органы, испытывают радость от телесного контакта с родителями. В возрасте 18 месяцев они ассоциируются себя с мальчиком или девочкой, потом понимают, что эти слова означают. Как идет понимание и принятие половой идентификации зависит от возраста, уровня мышления, информации, которые они получают из окружающего мира.
  4. По мере того, как дети накапливают свои знания в вопросах пола, секса, у них складывается не всегда верная картина. Приобретая опыт, они что-то меняют, усложняют, но новые идеи всегда основываются на предыдущем опыте, поэтому важно то, что было заложено в раннем детстве.
  5. Сексуальное воспитание не происходит само по себе, оно неразрывно связано с другими сторонами воспитания.
  6. Каждый ребенок индивидуален и каждый проходит свой путь в сексуальном развитии, но знания в этой области вписываются в возрастные параметры и уровень мышления.
  7. Очень часто дети, говоря о сексе и сексуальности, вкладывают не тот смысл, которые имеют в голове взрослые. Разная схема восприятия, и взрослым необходимо посмотреть сквозь призму детского восприятия, чтобы легче понять и обеспечить здоровое воспитание.
Мышление и восприятие детей младшего возраста.
Детей привлекает внешняя яркая броская информация, Все концентрируется на том, что дети видят. Они не смотрят за мотивами поступков, чувствами и намерениями. Поэтому вопрос таких детей: « А что такое минет?» не содержит природу близких отношений, которая приводит к близким отношениям, а имеет в виду физическую сторону. Дети еще не могут понять, какие чувства приводят к сексуальной близости. Из-за этого и сложно говорить о сексе с детьми. Часто дети младшего возраста не держат в голове множественность ситуаций, у них нет взаимосвязи между различными предметами и явлениями, они сосредотачиваются на чем-то одном. Например, такие дети думают, что внешняя привлекательность определяет к ним отношения взрослых и других людей. Дети этого возраста яркие эгоцентристы. Они переносят все,  что видят на себя, как бы примеряя. Например,  девочка красится и одевается как ее кукла Братц, но не понимает, что испытывают при этом ее мама, брат. Дети младшего возраста не могут отделить подделку от настоящего. На рекламном плакате, где мужчина смотрит сексуально на женщину, дети не понимают, что за этими позами и одеждой кроется коммерческая выгода продажи товара.
Рекомендации для родителей.
 
1.Делайте все возможное, чтобы дети не сталкивались с сексуальными образами в СМИ и поп-культуре.
2. Изучите с детьми, какие программы он смотрит по телевизору, какие фильмы, видео- и компьютерные игры он любит, какую моду принимает и кого считает кумиром в шоу-бизнесе.
3. Ищите альтернативу, а не говорите: «Нет».
4. Начинайте говорить о сексе с детьми.
5.Поощряйте детские игры и творческие занятия, в которых дети смогут выразить все, что они получили в виде сексуализированной информации.
6. Отвергайте стереотипы поведения для мальчиков и для девочек, которые насаждаются массовой культурой.
7. Учите детей с участием относиться к другим людям.
8. Делитесь своими тревогами. Взглядами со своими родственниками, друзьями.
9.Делайте все возможное, чтобы школа серьезно относилась к проблемам сексуализации.
 
История отца и сына (происходила  время от времени в течение ряда лет) как иллюстрация о том, как информация о сексе помогает правильному сексуальному воспитанию.
Однажды Сетту было 5 лет,  и он спросил у отца, как дети оказываются внутри мамы? Отец кратко ответил, что у мужчины-папы есть семечко, которое он сажает в маму и ребенок начинает расти. Сетта такой ответ удовлетворил, он спокойно занялся своими делами. Года через полтора Сетт спросил у отца, а как сажается семечко внутри мамы? Ответ: « Папа вставляет пенис, свой мужской орган, маме в вагину, женский орган, который находится между ног, и семя проникает внутрь».
Через полгода Сетт снова обратился к этой теме. Он сказал целую речь: « Когда я вырасту, я тоже стану папой. Но я не собираюсь делать это с помощью пениса и какой-то мамы». Отец оторопел и ответил, что детям трудно представить и понять это, но, когда двое взрослых людей любят друг друга, им нравится делать это и это вызывает особые чувства». Сын спросил, что это и есть секс? « Да!»- ответил отец.  Год спустя, когда мальчику исполнилось 8 лет, он пришел домой и спросил отца, а что сексапильный означает то же что и секс? Отец спросил, где это слово услышал сын. Ответ: « В школе». Отец узнал, а при каких обстоятельствах и кто сказал это слово. Теперь было ясно, что сходство слов в звучании вызвало вопрос сына. Отец ответил: « Есть много причин, по которым люди нравятся друг другу. Одним нравится внешний вид, но привлекательный,  сексапильный это не то, что секс. Секс не для детей». Когда Сетту исполнилось 8.5 лет, он рассказал отцу, что смотрел в интернете с другом сексуальные картинки. На вопрос отца: « Что он видел?» мальчик ответил, что видел голую грудь  женщины и как мужчина кладет пенис ей в рот. Отец опешил, но сказал, что некоторые взрослые любят смотреть на голые тела и секс. Но его родители не делают этого, и дети не должны видеть такое, так как это плохо, если дети найдут подобное в интернете. Затем отец попробовал разобраться в ситуации с одноклассником сына, узнав, мог ли отказаться Сетт от просмотра порнографии в интернете, как мог бы повести его сын на данное предложение одноклассника? Беседа закончилась такой фразой: « Я понимаю, как сложно тебе принять решение, когда нет нас с мамой. И мы не можем тебе помочь».
Такая беседа показывает как доверительные отношения между отцом и сыном дают возможность ребенку задать вопрос о щекотливой теме. А родителю помочь ребенку справиться с вредной и агрессивной средой.