С точки зрения психологии, привычка-это усвоенное действие, ставшее автоматизированным и осуществляемым без особых усилий. Это поступки, которые мы совершаем не задумываясь, т.е. бессознательно.
Сама привычка появляется очень просто, стоит человеку сознательно выполнить и несколько раз повторить действия, он уже научается их делать легко и без особого контроля. В среднем привычка формируется в течение 21 дня. Привычка помогает человеку, не задумываясь выполнять то или иное действие, тем самым экономия энергию и время. Хуже бывает, когда сформирована вредная привычка, которая мешает жить и от которой невозможно избавиться. А суть заключается в том, что сложность механизма образования привычки заключается в ее причине, которая подталкивает совершить человека это действие. Поэтому, чтобы избавиться от привычки , нужно узнать причину ,которая легла в основу ее формирования. Многие привычки связаны со стрессом, например, грызть ногти, другие с неврозом, который ищет выход, и человек, чтобы успокоиться совершает те или иные действия, например, дети сосут палец или пустышку, взрослые- курят, пьют.
Как избавиться от вредных привычек?
Привычки детей от рождения до полутора лет.
- Привычка сосать пустышку.
В возрасте около шести месяцев, пустышку начинают потихоньку вынимать, чтобы дать ребенку возможность улюлюкать и говорить, а в восемь месяцев уже постепенно можно отучать от груди, так как уже ребенок готов и физически ( появляются первые зубы, начинается прикорм), но и психологически ( исследование мира, ползание, изучение не только маминого тела, но своей кроватки, своей комнаты). Конечно, дети (тревожные родители с гиперопекой тоже неохотно отлучают от груди, ссылаясь на рекомендации врачей и другие источники, которые говорят, что долгое кормление дает хороший иммунитет) тревожные, ослабленные не так уж охотно оставляют грудь и соску, пустышку. Если сурово и быстро отнять эти любимые и важные для ребенка вещи, то можно получить невротические симптомы в виде сосание пальцев, сосание края одежды, губы, поэтому постарайтесь, уважаемые родители, продумать каждый шаг и бережно отнестись к малышу и его потребности в сосании пустышки, груди.
Не допускайте, чтобы на улице ребенок сосал, когда спит соску, не предлагайте специально ребенку соску перед сном, если же он не засыпает, то покачайте его, а соску выньте, когда он уснул.
Во время еды, когда идет прикорм, предложите ребенку ложечку с крупами или овощами, как альтернативу соске.
Если ребенок не засыпает без рожка или бутылочки, то напоите его теплым молоком перед сном, скажите, что не будет больше бутылочки, вместе нее можно дать теплую грелку в виде зверушки.
- Сосание пальцев.
Сосание пальцев у детей возникает по разным причинам, но если эта привычка долго сохраняется, то можно сказать, что у малыша не все спокойно и хорошо.
Если ребенок сосет палец, то не стоит вынимать силой его изо рта. Можно увеличить число кормлений и время, например до 30-40 минут, ведь это поможет ребенку дольше находиться в контакте с мамой, ее телом, что дает возможность меньше тревожиться.
Если ребенок на искусственном вскармливании, то лучше сделать маленькую дырочку в соске, чтобы процесс кормления растянуть и ребенку пришлось потрудиться, ведь развитие идет только если есть недостаток, а не переизбыток.
Можно попробовать на руки надеть малышу рукавички с ворсом, но не стоит мазать ручки горчицей. Можно зафиксировать ручки в локтях манжетами из картона.
- Привычка грызть ногти.
Появляется такая привычка где-то к году, когда уже есть зубки, возможно ребенок уже научился держать пальцы во рту, из-за того, что ему тревожно.
Не стоит корить малыша, так как он этого не понимает, попробуйте коротко подстричь ногти, как только они отрастут.
Полезно иметь предмет, который ребенок может погрызть, ведь зубки режутся и чешутся.
Можно массировать детскую ладошку, играть в пальчиковые игры.
Все ранки вокруг пальчиков вовремя обрабатывать, делать солевые ванночки.
- Привычка играть со своим телом.
Половые различия дети приблизительно начинают изучать и замечать к полутора годам. Часто они трогают свои гениталии, вызывая разные реакции и не очень положительные у своих родителей.
Ребенок изучает свое тело почти с самого рождения, как и тело матери. Это можно назвать первой игрой, которая приносит удовольствие от общения от прикосновения. Если отношения с мамой достаточно хорошие, то ребенок не станет теребить постоянно свои волосы, гениталии.
Родителям обязательно нужно убедиться в гигиене генитального аппарата, нет ли воспалений и инфекций, например вульвита ( заболевание мочеполовой сферы).
Зуд в зоне промежностей может говорить о склонности к аллергическим реакциям или о сильно накрахмаленном белье.
Стоит дать ребенку в кровать игрушку, которую он сможет обнимать, а не теребить свое тело ручками.
Одежда ребенка должна быть свободная и не стеснять тело и не врезаться в него.
Ребенок исследует свое тело, ему нужно дать эту возможность, но мягко отвлечь, если он сильно увлекся изучением.
Привычки детей от 3 до 6 лет.
1. Привычка грызть ногти.
Привычка грызть ногти может быть у ребенка достаточно устойчивой, начиная с нескольких месяцев и продолжаясь до подросткового возраста, а еще она присуща и взрослым. Если привычка не прошла до полутора лет, а перешла во взрослый возраст с 3 до 6 ,то справляться с ней будет намного труднее и дольше, так как она уже очень устойчивая.
Старый способ: мазать пальцы горчицей или жгучим перцем, только загонит еще сильнее ребенка в состояние тревоги, агрессии, страха. Не помогут и увещевания и стыд, что большой и как нестыдно грызть тебе ногти, так как дети сами не осознают, как начинают грызть ногти, волевые усилия не помогают в данном случае. Чаще всего привычка проявляется в то время, когда ребенок волнуется, испытывает тревогу, напряжение психоэмоциональное, а привычка помогает справиться с этими состояниями.
Ребенку родители могут объяснить, что он сам может управлять своим телом и контролировать его. Для этого подойдут игры с правилами, где нужно работать по образцу или алгоритму, делая пошагово задания и проверяя их, например, собрать пирамидку, узор из кубиков или геометрических фигур, бусинок, пуговиц. Узоры можно приклеить или прикрепить липучкой к ворсистому куску ткани.
Хорошо подойдут и помогут пальчиковые игры и гимнастика, например потереть ладошки друг о друга, сжать и разжать кулачки.
Конечно, стоит обратить внимание на взаимоотношения между членами семьи, ребенок –отражает все изменения между родителями, поэтому может реагировать такой привычкой и на эмоциональные высказывания и конфликты между родителями, при том сам ребенок не будет ничего говорить, но его привычка-это говорящим симптом.
Еще родителям стоит обратить внимание на кружки ,занятия, которые посещает ребенок ,перегрузка тоже вызывает привычку грызть ногти.
2. Привычка грызть предметы.
Часто дети грызут разные предметы: карандаши, игрушки, сосульки. Делать они это начинают, чтобы справиться с тревогой и агрессией, которую они направляют не на себя, как часто делают дети, грызущие ногти, а на предметы, смещая агрессию с себя на все другие предметы. Поэтому стоит взрослым подумать, а как ребенок выражает свои эмоции особенно негативные. Достаточно ли он активен в их проявлении, не слишком ли жесткий контроль осуществляют родители за телом и эмоциями ребенка.
Если ребенок активен, то он должен хорошо гулять, бегать, прыгать. Спортивные игры, состязания подойдут как нельзя лучше.
Критику стоит убрать по отношению к данной привычке ребенка. Хорошо подобрать игры, в которых ребенок мог бы порычать, постучать зубами, например изображая льва в зоопарке или выбивая пыль из ковра ,подушки сильно выдыхая через рот.
3. Привычка устраивать истерики.
Дети могут устраивать показательные выступления в магазине, на остановке, в других общественных местах, если им что-то не купили, запретили. Ребенок прекрасно понимает, что на его истерику обратят внимание не только родители, но и другие люди. Кричащий ребенок, бьющийся об пол, вызывает массу разных эмоций, достаточно сильных, которые могут нарушать мир и порядок в семье. Чаще всего такие истерики говорят о неправильном родительском поощрении и наказании. В системе семьи нет единых правил, одни разрешают, а другие запрещают, или один раз запрещают, а потом несколько раз разрешают, конечно, ребенок не может точно уяснить и понять такую « логику взрослых», возникает чувство тревоги, непонятности, а что можно, а что нельзя? Малыша обескураживает такая нестабильность, сначала мама говори: « Да» и соглашается купить игрушку, а завтра говорит: « Нет».
Бывает, что ребенок проявляет силу воли и упорство сильно и долго, что родители сдаются, лишь бы не кричал, все разрешают, как только начинается истерика.
Конечно, трудно, но необходимо выдержать истерики ребенка, показывая ему, что вы не боитесь его истерик и требований, крика. Если невозможно взять ребенка на руки и блокировать его махание рук и ног, то можно сказать, что ему сейчас плохо, оттого, что мама запретила, а он очень хотел и получить ту или иную вещь, но изменять решение мама не собирается ,придется подождать.
Взрослым не стоит обращать внимание на реплики окружающих, мнение ,которых будет противоречивым и ребенок будет обязательно реагировать на них, чтобы добиться своего.
Не стоит трясти ребенка и пытаться выволочь на улицу или в другое место. Стоит спокойно говорить с ребенком, настойчиво и последовательно.
Нельзя бросать ребенка одного, говорить, что Вы уйдете ,если он не прекратит истерики.
Прижмите ребенка и успокойте после истерики.
Не шлепайте малыша и не ругайте, придерживайтесь четко плана действий в обучении ребенка, если кто-то в семье их нарушит, то придется начинать все заново.
4. Привычка ругаться.
Дети активно познают новые выражения, часто такие выражения бывают нецензурными. Такие слова дети приносят из детского сада, из песочницы. Если ребенок не знает их смысл, то это повторение, как у попугая. Бывает, что дети повторяют такие слова вслед за старшими ребятами и это как социальный эксперимент, когда идет проверка, а можно ли нарушить устоявшиеся рамки и правила.
Не стоит сразу негодовать по поводу нецензурной речи ребенка, так как ребенок будет их повторять, чтобы увидеть и насладиться негодованием взрослых.
Стоит сказать малышу, что он был зол и не подумал, какие говорить слова, но вам не хочется слышать ругательства в будущем.
В 5-6 лет ребенок уже понимает значение таких слов, поэтому стоит объяснить, где какие слова употребляют люди, что лексика показывает воспитанность, развитие человека. Можно сказать, что все знают такие крепкие выражения, но не произносят вслух в общественном месте, среди нормальных, здоровых людей. Можно ввести систему штрафов за ругательства.
Как альтернативу, ребенку можно предложить игру « Ругаемся овощами». В роли бранных слов используются разные овощи, как в кинофильме: редиска- плохой человек.
И чтобы ребенок не копировал речь значимых людей, нельзя употреблять такие выражения в семье.