Главная >> Взаимоотношения >> Сиблинги
Сиблингами называют братьев и сестер одной семьи.
Конфликты между старшими и младшими детьми являются неотъемлемой частью любой семейной системы. Как помочь детям и их родителям в решении этих конфликтов, посвящен этот раздел.
Известный французский детский психоаналитик, педиатр Франсуаза Дольто (1908-1988г) написала заметку "Конфликты между детьми в одной и той же семье" (1946г) Она рассматривает вопрос, который касается ревности старших детей по отношению к рождению младших. И пытается разобраться в этом чувстве, объясняя родителям, как предупредить конфликты между сиблингами.
Появление младшего братика или младшей сестрички всегда событие, которое меняет жизнь семьи. Взрослый ребенок испытывает трудный период, когда появляется новый ребенок, ведь он соперник, который забирает внимание и любовь родителей, поэтому появляются у старшего и капризы, и упрямство, недомогание, ребенок может регрессировать, т.е. возвратиться на раннюю стадию психологического развития, например начинает писаться в кровать. В этот период он испытывает глубокую ревность. Если ревность не проявляется, то становится глубокой, и ребенок на долгие годы малейшие проявления неравества в поведении взрослых по отношению к нему и младшему ребенку будет воспринимать как страдание.
По мнению Дольто, главное и правильное в поведении родителей - "позволить ребенку выразить всю свою досаду от того, что появился и растет соперник, никогда не ругать за это, но всегда жалеть, когда он жалуется, что его меньше любят..."
Родители могут подтвердить ребенку как тяжело ему выносить данное испытание. Если старший высказал и не скрыл своей ревности, то через несколько дней новорожденнный будет им принят, потому что страшему дали возможность выразить свои чувства без порицания со стороны родителей. Дали возможность выразить страдание и не отняли самоуважения.
Для родителя нужно занять позицию слушателя тех жалоб, которые ребенок говорит, сказать, что "он прав, что он тяжело переносит проявление неравенства". Сказать, что Вы его понимаете , можно привести пример из собственной жизни, если были у родителей младшие сестры и братья. Подобные примеры дадут почувствовать ребенку, что дети рождаются друг за другом по времени, никогда не бывают равными между собой, а неравенство есть только по возрасту и росту.
Если дети часто ссорятся между собой, то... "никогда не вмешиваться в защиту кого-либо под предлогом, что он самый маленький или самый слабый или что это девочка и что стыдно на нее нападать".
"Если старший ребенок слишком груб, то он еще не знает других способов для преодоления ревности, нужно дать возможность много ему играть в разные игры на улице", дайте ему средства проявить себя умелым в практической жизни, чтобы он поверил в себя.
Дольто предлагает в конфликтах между детьми:
1. Не будьте соглядатаем и не вершите правосудие.
2. Отнеситесь с жалостью к жертве и ободрите на будущее... это поможет лучше справиться ребенку с трудностями.
3. Если в результате драки нанесен ущерб, не применяйте наказание в мстительном значении... но сделайте так, чтобы все участники ссоры посодействовали устранению ущерба. (если кто-то сам заявит, что самостоятельно устранит нанесенный ущерб).
4. Наконец, если ссоры становятся слишком шумными, разлучите участников... не стоит их наказывать, лучше предложить заняться каким-то другим делом, а не ссориться дальше.
Конфликты между старшими и младшими детьми являются неотъемлемой частью любой семейной системы. Как помочь детям и их родителям в решении этих конфликтов, посвящен этот раздел.
Известный французский детский психоаналитик, педиатр Франсуаза Дольто (1908-1988г) написала заметку "Конфликты между детьми в одной и той же семье" (1946г) Она рассматривает вопрос, который касается ревности старших детей по отношению к рождению младших. И пытается разобраться в этом чувстве, объясняя родителям, как предупредить конфликты между сиблингами.
Появление младшего братика или младшей сестрички всегда событие, которое меняет жизнь семьи. Взрослый ребенок испытывает трудный период, когда появляется новый ребенок, ведь он соперник, который забирает внимание и любовь родителей, поэтому появляются у старшего и капризы, и упрямство, недомогание, ребенок может регрессировать, т.е. возвратиться на раннюю стадию психологического развития, например начинает писаться в кровать. В этот период он испытывает глубокую ревность. Если ревность не проявляется, то становится глубокой, и ребенок на долгие годы малейшие проявления неравества в поведении взрослых по отношению к нему и младшему ребенку будет воспринимать как страдание.
По мнению Дольто, главное и правильное в поведении родителей - "позволить ребенку выразить всю свою досаду от того, что появился и растет соперник, никогда не ругать за это, но всегда жалеть, когда он жалуется, что его меньше любят..."
Родители могут подтвердить ребенку как тяжело ему выносить данное испытание. Если старший высказал и не скрыл своей ревности, то через несколько дней новорожденнный будет им принят, потому что страшему дали возможность выразить свои чувства без порицания со стороны родителей. Дали возможность выразить страдание и не отняли самоуважения.
Для родителя нужно занять позицию слушателя тех жалоб, которые ребенок говорит, сказать, что "он прав, что он тяжело переносит проявление неравенства". Сказать, что Вы его понимаете , можно привести пример из собственной жизни, если были у родителей младшие сестры и братья. Подобные примеры дадут почувствовать ребенку, что дети рождаются друг за другом по времени, никогда не бывают равными между собой, а неравенство есть только по возрасту и росту.
Если дети часто ссорятся между собой, то... "никогда не вмешиваться в защиту кого-либо под предлогом, что он самый маленький или самый слабый или что это девочка и что стыдно на нее нападать".
"Если старший ребенок слишком груб, то он еще не знает других способов для преодоления ревности, нужно дать возможность много ему играть в разные игры на улице", дайте ему средства проявить себя умелым в практической жизни, чтобы он поверил в себя.
Дольто предлагает в конфликтах между детьми:
1. Не будьте соглядатаем и не вершите правосудие.
2. Отнеситесь с жалостью к жертве и ободрите на будущее... это поможет лучше справиться ребенку с трудностями.
3. Если в результате драки нанесен ущерб, не применяйте наказание в мстительном значении... но сделайте так, чтобы все участники ссоры посодействовали устранению ущерба. (если кто-то сам заявит, что самостоятельно устранит нанесенный ущерб).
4. Наконец, если ссоры становятся слишком шумными, разлучите участников... не стоит их наказывать, лучше предложить заняться каким-то другим делом, а не ссориться дальше.