Главная >> Для родителей >> поощрения и наказания детей
Поощрения и наказания детей.
Стоит ли бить ребенка или не бить - вечный вопрос в педагогике и психологии. Его решали на протяжении многих поколений и до сих пор, на мой взгляд, он остается риторическим восклицанием для многих родителей, педагогов, бабушек, дедушек, взрослых, которым приходится наказывать детей, возможно потому, что без этих самых наказаний невозможно воспитать социально адаптированного, воспитанного, вежливого, самостоятельного, независимого и т.д. взрослого человека. Данная статья еще одно рассуждение, размышление над вопросом: стоит ли наказывать ребенка, используя физические или другие наказания? Когда стоит, за что стоит, кому нужны эти наказания и поощрения? Каков результат всего этого?
Из практики детского психолога.
Вопрос о наказаниях задается специалистом по работе с детьми еще в самом начале знакомства с ребенком его родителями, семьей. В анкете при приеме ребенка в детский сад, школу есть пунк: используются ли и какие виды наказаний в семье. Кто-то из родителей откровенно говорит правду о том, что прибегает к телесным наказаниям, другие стеснительно упоминают, но вскользь о них, третьи откровенно лгут. Но дети точно знают о том, что родители делают, когда те не слушаются. Не всем понятно бывает за что их наказывают и когда будет это наказание, но то, что наказание-это больно, обидно, стыдно, страшно понимают и чувствуют многие дети. Позже в процессе работы с психологом, педагогом они показывают это через игру, в сюжете, которой есть отыгрывание того, как их наказывали родители или проявляется сильная агрессия по отношению к своим сверстникам более слабым, которых бьют, чтобы справиться и со страхом перед взрослым и отомстить, таким образом, за свое унижение человеческого Я. Смещение злобы на животных тоже частый вариант защиты ребенка от наказаний взрослых. Но есть и тот, который приводит ребенка к вечному страданию или наказанию по принципу козла отпущения. В случае, когда психика использует защиту под названием « идентификация с агрессором», ребенок преодолевает страх перед взрослым, который наказывает, используя силу , всегда страшен, жесток, помещая его образ внутрь себя ( инкорпорируя его) , чтобы самому стать таким же сильным, злым и преодолеть страх уничтожения своего Я. Такие дети становятся копией своих родителей, которые их наказывали сурово, жестоко. Но в разговоре с психологом они говорят о благодарности своим родителям, которые их наказывали. Часто такая благодарность подразумевает узаконенный в детско-родительских отношениях садизм взрослых над детьми. И расхожие фразы: « бьет - значит любит», « если не били бы, то не вырос бы человеком», « бить нужно, когда умещается поперек лавки».
А теперь немного практических подсказок о том, когда, сколько, за что стоит наказывать ребенка. В своей книге « Нестандартный ребенок» Владимир Леви пишет следующие слова: « Семь правил для всех
И еще несколько подсказок из книги. Когда нельзя наказывать и ругать ни взрослого, ни ребенка:
Когда болен , испытывает недомогание, только отправился после болезни и психически и физически уязвим. Когда ест, после сна, перед сном, во время игры, работы. Сразу после травмы, например, драка, несчастный случай, плохая отметка - нужно переждать, когда утихнет острая боль. Когда не справляется со страхом, невнимательностью, подвижностью, с любым недостатком, когда что-то не получается, когда мы сами не в себе, когда устали. Когда огорчены или раздражительны, когда испытываем желание закурить… в данных состояниях гнев лжет.
Ругая ребенка, мы ему внушаем, что он ленивый, неаккуратный, идиот, бестолочь, отрава, изврег, поганец и т.д. Ребенок в это верит. Слова для ребенка значат лишь то, что значат, никакого переносного смысла нет. Воспринимается все однозначно. И игра взрослого «Понимай все наоборот» усваивается не сразу. А подсознанием совсем не усваивается. И выходит, что мы внушаем самооценку: из тебя ничего никогда не выйдет
Ты неисправим
Ненормальный
И не стоит удивляться, если так и выйдет, ведь это самое настоящее прямое внушение. А оно действует. Ребенок пробует защититься: игнорирует, все до лапочки, грубит в ответ, делает назло, обещает исправиться и продолжает. Есть две возможности: либо поверить и смириться, принять навязанную роль и вести себя соответственно, часто можно увидеть таких « дурачков» в классе, либо не принять, не поверить и бороться. По - настоящему взрослые наказывают детей только своими чувствами. Для кого это наказание непосильно вырабатывают защиту, имеющую вид душевной тупости, глухоты к чувствам, ведь так меньше болит.
Итак, в каждом конкретном случае с конкретной семьей и ребенком, стоит смотреть на ту дозу наказаний, которые есть и используют взрослые. Так как одно и то же наказанием может привести к великолепным и ужасающим результатам.
А теперь перейдем к поощрениям или похвале, которые являются вроде бы противоположностью наказаниям. Рассмотрим их варианты, результаты, которые есть и в жизни и в запросе родителей, которые приходят к специалистам своих детей.
По статистике американских психологов, терапевтов большая часть выросших современных молодых людей в США не имели опыта узнать наказаний, критики в своей адрес от родителей. Они были выращены только на похвале о том, что они самые умные, красивые, сильные и т.д. В результате эти молодые люди обладали раздутым сверх-Я, очень ранимым, пустым и равнодушным к окружающим. Им было дано название нарциссизм. В России тоже подхвачена была эта тенденция в воспитании якобы гениев, которые достойны как в рекламе всего самого лучшего, и которые не обладали какими-либо выдающимися способностями и волевыми качествами. Но вернемся к поощрениям и похвалам, которые используют родители в обыденной жизни. Есть следующие варианты: закормить сладеньким, то есть купить шоколад, мармелад, чтобы подсластить жизнь ребенка. Это проверенный способ в меньшей степени работает с детьми, у которых есть ограничения по медицинским показателям в еде, например, аллергии, кишечные заболевания. Такой « наркотик» в виде сладенького можно увидеть у созависимых людей , которые подпитывают себя огромными килограммами сладкого, чтобы справиться с тревогой, расстройствами настроения. В итоге такая цепочка приводит к пищевым нарушениям. Следующим поощрением является покупка игрушек и самых разнообразных вещей: техника, одежда, косметика. Мир современных вещей, реклама их почти не имеет ограничений по моделям, маркам. Очень мощное средство, чтобы поощрить ребенка. Другой вопрос, а заменит ли вещь, которая дарится ребенку за примерное или хорошее поведение, поступок словесной похвалы с личными выражениями чувств, эмоций родителей? Перейдем к словесной похвале самому важному в жизни маленького, да и взрослого ребенка и человека. Современные психологии говорят, что перехвалить ребенка невозможно, чаще его недохваливают родители. Но хвалить можно по-разному. Вспоминается старый мультик про девочку, которая говорила: « Кто похвалит меня, тот получит большую сладкую конфету». Вот и опять камень преткновения появляется: за что стоит хвалить, а за что не только не нужно, но и вредно.
Детям всем нравится, когда их хвалят, взрослым тоже. Если мы узнали что такое похвала, то уже никогда не сможем отказаться от нее. Похвала, поощрение - мощный наркотик, средство, без которого даже можно лишиться желания быть, жить, иметь, хотеть и т.д. Ребенок быстро понимает как приятно, когда хвалят, поощряют. Поэтому он начинает искать ситуации, которые ему бы давали возможность получить поощрения. Ведь от этого столько получаешь удовольствия. Но не стоит хвалить за то, что достигнуто не своим трудом и силами. Похвале не подлежит: красота, сила, ловкость, здоровье, ум, везение. Это природные способности. Не стоит хвалить ребенка, чтобы понравиться его родителям или из жалости. Не хвалить больше 2 раз за одно и то же. Но не забывайте, что есть множество ньюансов и исключений. Достаточно хороший родитель интуитивно чувствует: за что следует похвалить своего ребенка. Ведь у каждого своя норма похвалы. Как наказание влияет на самооценку, так и похвала. И то и другое построено на тех, словах, которые ребенок слышит в свой адрес от взрослых. Если вдруг самооценка пострадала, то стоит обратиться к способу компенсации, которая есть у каждого. Ситуации для обращения к компенсации:
Совсем маленьких или взрослых при наличии физического недостатка, например умственного или душевного, даже со склонностью к воровству, лживости, жестокости.
При робком, тревожном, а также злом, раздражительном характере. В положении гонимого, травимого, козла отпущения.
После потери неудачи, непредвиденной неприятности, несчастной любви и просто так, профилактически.
Но стоит помнить про чувство меры. Если ребенок страдает физическим недостатком, то переласкав и перехвалив, получим тирана, деспота и тогда компенсациям не будет числа. Часто зависимые люди, алкоголики, наркоманы используют компенсацию в виде наркотика, алкоголя, так как не смогли получить в детстве похвалу от родителей. Похвала, которая была вовремя сказана в детстве, остается на всю жизнь, она способна поддержать и ободрить в трудные времена. Похвала связана и с верой родителя, что их ребенок самостоятельно пойдет или научится кататься на велосипеде. А вера превращает невозможно в возможное и действительное. И даже если первоначально ничего не получается, то нужно хвалить. В воспитании опережающее одобрение главное. И фразы: « я показала, а ты негодник и бездельник, тупица не сделал», заменить на слова: ты это сможешь, у тебя почти получилось, ты лучше, чем кажется, ты самый бесценный». Внимание очень важно похвалить ребенка с утра. Это аванс на долгий день. И поцелуй, похвала на ночь не будут тоже лишними.
Стоит ли бить ребенка или не бить - вечный вопрос в педагогике и психологии. Его решали на протяжении многих поколений и до сих пор, на мой взгляд, он остается риторическим восклицанием для многих родителей, педагогов, бабушек, дедушек, взрослых, которым приходится наказывать детей, возможно потому, что без этих самых наказаний невозможно воспитать социально адаптированного, воспитанного, вежливого, самостоятельного, независимого и т.д. взрослого человека. Данная статья еще одно рассуждение, размышление над вопросом: стоит ли наказывать ребенка, используя физические или другие наказания? Когда стоит, за что стоит, кому нужны эти наказания и поощрения? Каков результат всего этого?
Из практики детского психолога.
Вопрос о наказаниях задается специалистом по работе с детьми еще в самом начале знакомства с ребенком его родителями, семьей. В анкете при приеме ребенка в детский сад, школу есть пунк: используются ли и какие виды наказаний в семье. Кто-то из родителей откровенно говорит правду о том, что прибегает к телесным наказаниям, другие стеснительно упоминают, но вскользь о них, третьи откровенно лгут. Но дети точно знают о том, что родители делают, когда те не слушаются. Не всем понятно бывает за что их наказывают и когда будет это наказание, но то, что наказание-это больно, обидно, стыдно, страшно понимают и чувствуют многие дети. Позже в процессе работы с психологом, педагогом они показывают это через игру, в сюжете, которой есть отыгрывание того, как их наказывали родители или проявляется сильная агрессия по отношению к своим сверстникам более слабым, которых бьют, чтобы справиться и со страхом перед взрослым и отомстить, таким образом, за свое унижение человеческого Я. Смещение злобы на животных тоже частый вариант защиты ребенка от наказаний взрослых. Но есть и тот, который приводит ребенка к вечному страданию или наказанию по принципу козла отпущения. В случае, когда психика использует защиту под названием « идентификация с агрессором», ребенок преодолевает страх перед взрослым, который наказывает, используя силу , всегда страшен, жесток, помещая его образ внутрь себя ( инкорпорируя его) , чтобы самому стать таким же сильным, злым и преодолеть страх уничтожения своего Я. Такие дети становятся копией своих родителей, которые их наказывали сурово, жестоко. Но в разговоре с психологом они говорят о благодарности своим родителям, которые их наказывали. Часто такая благодарность подразумевает узаконенный в детско-родительских отношениях садизм взрослых над детьми. И расхожие фразы: « бьет - значит любит», « если не били бы, то не вырос бы человеком», « бить нужно, когда умещается поперек лавки».
А теперь немного практических подсказок о том, когда, сколько, за что стоит наказывать ребенка. В своей книге « Нестандартный ребенок» Владимир Леви пишет следующие слова: « Семь правил для всех
- Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому. Более того. По идее Наказание Должно Быть Полезным, не так ли?
- Перед тем как наказывать - стоит подумать. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, Не наказывайте. Никакой профилактики, никаких наказаний « на всякий случай».
- За один раз - одно наказание. Даже если проступков совершено необозримое количество, но наказание только одно за все сразу. Наказание не должно быть за счет любви. Не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды. Никогда не отнимайте то, что подарено.
- Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Запоздалые наказания внушают ребенку чувство вины, не дают стать другим.
- Наказан – прощен. О старых грехах ни слова Не мешайте начинать жизнь снова.
- Без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение.
- Ребенок не должен бояться наказания. Принять родителям, что ребенок, не будучи совершенством, не может не огорчать любящих его. Не может и жить в страхе причинить огорчение, боль. Он будет пытаться, защититься от этого страха.
И еще несколько подсказок из книги. Когда нельзя наказывать и ругать ни взрослого, ни ребенка:
Когда болен , испытывает недомогание, только отправился после болезни и психически и физически уязвим. Когда ест, после сна, перед сном, во время игры, работы. Сразу после травмы, например, драка, несчастный случай, плохая отметка - нужно переждать, когда утихнет острая боль. Когда не справляется со страхом, невнимательностью, подвижностью, с любым недостатком, когда что-то не получается, когда мы сами не в себе, когда устали. Когда огорчены или раздражительны, когда испытываем желание закурить… в данных состояниях гнев лжет.
Ругая ребенка, мы ему внушаем, что он ленивый, неаккуратный, идиот, бестолочь, отрава, изврег, поганец и т.д. Ребенок в это верит. Слова для ребенка значат лишь то, что значат, никакого переносного смысла нет. Воспринимается все однозначно. И игра взрослого «Понимай все наоборот» усваивается не сразу. А подсознанием совсем не усваивается. И выходит, что мы внушаем самооценку: из тебя ничего никогда не выйдет
Ты неисправим
Ненормальный
И не стоит удивляться, если так и выйдет, ведь это самое настоящее прямое внушение. А оно действует. Ребенок пробует защититься: игнорирует, все до лапочки, грубит в ответ, делает назло, обещает исправиться и продолжает. Есть две возможности: либо поверить и смириться, принять навязанную роль и вести себя соответственно, часто можно увидеть таких « дурачков» в классе, либо не принять, не поверить и бороться. По - настоящему взрослые наказывают детей только своими чувствами. Для кого это наказание непосильно вырабатывают защиту, имеющую вид душевной тупости, глухоты к чувствам, ведь так меньше болит.
Итак, в каждом конкретном случае с конкретной семьей и ребенком, стоит смотреть на ту дозу наказаний, которые есть и используют взрослые. Так как одно и то же наказанием может привести к великолепным и ужасающим результатам.
А теперь перейдем к поощрениям или похвале, которые являются вроде бы противоположностью наказаниям. Рассмотрим их варианты, результаты, которые есть и в жизни и в запросе родителей, которые приходят к специалистам своих детей.
По статистике американских психологов, терапевтов большая часть выросших современных молодых людей в США не имели опыта узнать наказаний, критики в своей адрес от родителей. Они были выращены только на похвале о том, что они самые умные, красивые, сильные и т.д. В результате эти молодые люди обладали раздутым сверх-Я, очень ранимым, пустым и равнодушным к окружающим. Им было дано название нарциссизм. В России тоже подхвачена была эта тенденция в воспитании якобы гениев, которые достойны как в рекламе всего самого лучшего, и которые не обладали какими-либо выдающимися способностями и волевыми качествами. Но вернемся к поощрениям и похвалам, которые используют родители в обыденной жизни. Есть следующие варианты: закормить сладеньким, то есть купить шоколад, мармелад, чтобы подсластить жизнь ребенка. Это проверенный способ в меньшей степени работает с детьми, у которых есть ограничения по медицинским показателям в еде, например, аллергии, кишечные заболевания. Такой « наркотик» в виде сладенького можно увидеть у созависимых людей , которые подпитывают себя огромными килограммами сладкого, чтобы справиться с тревогой, расстройствами настроения. В итоге такая цепочка приводит к пищевым нарушениям. Следующим поощрением является покупка игрушек и самых разнообразных вещей: техника, одежда, косметика. Мир современных вещей, реклама их почти не имеет ограничений по моделям, маркам. Очень мощное средство, чтобы поощрить ребенка. Другой вопрос, а заменит ли вещь, которая дарится ребенку за примерное или хорошее поведение, поступок словесной похвалы с личными выражениями чувств, эмоций родителей? Перейдем к словесной похвале самому важному в жизни маленького, да и взрослого ребенка и человека. Современные психологии говорят, что перехвалить ребенка невозможно, чаще его недохваливают родители. Но хвалить можно по-разному. Вспоминается старый мультик про девочку, которая говорила: « Кто похвалит меня, тот получит большую сладкую конфету». Вот и опять камень преткновения появляется: за что стоит хвалить, а за что не только не нужно, но и вредно.
Детям всем нравится, когда их хвалят, взрослым тоже. Если мы узнали что такое похвала, то уже никогда не сможем отказаться от нее. Похвала, поощрение - мощный наркотик, средство, без которого даже можно лишиться желания быть, жить, иметь, хотеть и т.д. Ребенок быстро понимает как приятно, когда хвалят, поощряют. Поэтому он начинает искать ситуации, которые ему бы давали возможность получить поощрения. Ведь от этого столько получаешь удовольствия. Но не стоит хвалить за то, что достигнуто не своим трудом и силами. Похвале не подлежит: красота, сила, ловкость, здоровье, ум, везение. Это природные способности. Не стоит хвалить ребенка, чтобы понравиться его родителям или из жалости. Не хвалить больше 2 раз за одно и то же. Но не забывайте, что есть множество ньюансов и исключений. Достаточно хороший родитель интуитивно чувствует: за что следует похвалить своего ребенка. Ведь у каждого своя норма похвалы. Как наказание влияет на самооценку, так и похвала. И то и другое построено на тех, словах, которые ребенок слышит в свой адрес от взрослых. Если вдруг самооценка пострадала, то стоит обратиться к способу компенсации, которая есть у каждого. Ситуации для обращения к компенсации:
Совсем маленьких или взрослых при наличии физического недостатка, например умственного или душевного, даже со склонностью к воровству, лживости, жестокости.
При робком, тревожном, а также злом, раздражительном характере. В положении гонимого, травимого, козла отпущения.
После потери неудачи, непредвиденной неприятности, несчастной любви и просто так, профилактически.
Но стоит помнить про чувство меры. Если ребенок страдает физическим недостатком, то переласкав и перехвалив, получим тирана, деспота и тогда компенсациям не будет числа. Часто зависимые люди, алкоголики, наркоманы используют компенсацию в виде наркотика, алкоголя, так как не смогли получить в детстве похвалу от родителей. Похвала, которая была вовремя сказана в детстве, остается на всю жизнь, она способна поддержать и ободрить в трудные времена. Похвала связана и с верой родителя, что их ребенок самостоятельно пойдет или научится кататься на велосипеде. А вера превращает невозможно в возможное и действительное. И даже если первоначально ничего не получается, то нужно хвалить. В воспитании опережающее одобрение главное. И фразы: « я показала, а ты негодник и бездельник, тупица не сделал», заменить на слова: ты это сможешь, у тебя почти получилось, ты лучше, чем кажется, ты самый бесценный». Внимание очень важно похвалить ребенка с утра. Это аванс на долгий день. И поцелуй, похвала на ночь не будут тоже лишними.